Сегодня:

25 июня 2022 г.
( 12 июня ст.ст.)
суббота.

Преподобный Онуфрий Великий.

Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Разрешается рыба.

Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских (IV). Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

В преддверии Великого поста (1971 г.)

Архиепископ Аверкий (Таушев)


p007-2m

Отверзошася божественного покаяния преддверия:
приступим усердно!

(Седален)


Как премудро и разумно готовит нас Святая Церковь к Великому посту – этому времени покаяния, без которого нет спасения! Сколько глубокого смысла, сколько необыкновенной трогательной назидательности в этих четырех приготовительных неделях, которыми предваряется наступление Великого поста! Но много ли в наше время христиан, которые все это знают? А и из тех, кто это теоретически знают, много ли таких, которые доводят до самой глубины сознания все эти поучительные образы и наставления, кои так ярко и красочно рисует перед нашим мысленным взором в эти дни Святая Церковь?

Увы! Христианство это не теория, а жизнь – новая жизнь, которую принес на землю Воплотившийся нашего ради спасения Единородный Сын Божий. Meжду тем, для большинства современных «христиан» – христианство это одно, а жизнь – совсем другое. И думать о том, что христианство может быть воплощено в жизнь для большинства современных «христиан» кажется несбыточной мечтой, по мнению некоторых, – даже неосуществимой и чуть ли не вредной, нарушающей давно заведенный и привычный для всех порядок жизни. И даже проповедники христианские в наше время говорят часто не о том, как опустившуюся жизнь поднять до уровня высоких требований Божественного Закона, а как примирить эти требования евангельского закона с низко опустившейся жизнью: идея примирения христианства с современностью – это одна из самых модных и заманчивых идей, способная создать популярность и славу проповеднику. Но к таким проповедникам относятся строгие прещения Слова Божия на лживых пророков, какие мы находим, например, у святого пророка Иеремии: такие проповедники, которые только «убаюкивают» верующих, стремясь говорить им приятное, проповедуют «ложь и обман своего сердца», навлекая на себя осуждение Божие (Иер. 23:16-32).

Нет! Тот не христианин, кто лукавит перед самим собой, кто лукавит перед другими людьми, лукавит перед Самим Богом. Всякая ложь и неискренность, а потому и лукавство – от диавола, которого не напрасно Сам Господь Иисус Христос в данной Им нам образцовой молитве «Отче наш» назвал «лукавым», подчеркивая этим его основное свойство.

Не потому ли так мрачна и тяжела современная жизнь, что все меньше и меньше остается на свете людей и даже христиан, свободных от этого диавольского свойства? Не потому ли зло все более и более ширится на земле, что слишком много у современных людей лукавства?

Как мало в наше лукавое время людей, которые искренно, от всего сердца способны сознать и глубоко прочувствовать свою греховность и не только одними устами, но всем внутренним существом своим, из глубины души воззвать к Богу словами мытаревой молитвы: «Боже, милостив буди мне грешнику!» (Лк. 18:13). Но зато, как много фарисеев, высоко ставящих себя, высоко ценящих свои «труды» и «заслуги» и готовых безстыдно говорить о себе: «Несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18:11). Фарисейское самопревозношение и «высокоглаголание», которое часто скрывается даже под напускной личиной мнимого «смирения», уступчивости и примирения со всеми, если это нужно для укрепления собственной славы и «популярности» – это одна из характернейших черт нашего лукавого времени.

Как мало сейчас людей, искренно сознающих себя «блудными сынами», ушедшими, ради угождения своим порочным страстям, от своего любящего Отца – Бога «на страну далече» и готовых возвратиться к Нему с искренним покаянным воплем: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единого от наемник Твоих!» (Лк. 15:18-19). Но как много таких которые в своем горделивом превозношении способны сказать Богу: «Толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих» (Лк. 15:29), да еще и похвалиться этим своим мнимым усердием перед другими людьми, уничижая их.

А уж о Страшном Суде, который напоминает нам Святая Церковь в третью приготовительную неделю к Великому посту – неделю мясопустную – многие в наше время и слышать и думать не хотят: «Зачем пугать людей?» – говорят они: «зачем отравлять себе жизнь такими мрачными мыслями? Да ведь, если это и будет когда-нибудь, то будет очень не скоро: может быть, через много миллионов лет. Зачем же заранее портить себе настроение?» И ведут такие лжехристиане крайне легкомысленную жизнь, «в свое удовольствие», совсем не думая о том, что рано или поздно, все равно, придется дать ответ Богу за все свои злые дела, ибо «все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво» (Еккл. 12:14). Не хотят думать они и о том, что ведь смерть неизбежно постигнет каждого из нас и, может быть, гораздо скорее, чем мы об этом помышляем, а после смерти уже нет покаяния.

Еще меньше думают современные люди о том, для чего создал их Бог, к какому блаженству их предназначил и отчего произошло все зло на земле, вследствие чего все люди влачат столь бедственное существование, испытывая множество скорбей и страданий, болезней и самую смерть. Если бы живо было в христианах это печальное воспоминание, которое приводит нам на ум Святая Церковь в последнюю приготовительную неделю к Великому посту – неделю сыропустную – живописуя пред нашим мысленным взором изгнание наших прародителей из рая, то уж, конечно, не устраивали бы они в самый канун поста «балы-маскарады» с объядением и пьянством и крайне легкомысленными развлечениями и увеселениями, так не вяжущимися с этими днями «предпразднства воздержания». А ведь многие и многие ничего не видят в этом предосудительного, тем самым, обличая свое лукавство и свою антихристианскую, по существу, настроенность!

И даже те, которые все же найдут время в этот день пойти на вечерню, в конце которой испрашивается прощение друг у друга, часто смотрят на это, как на простой «обряд», ни к чему нас не обязывающий. Устами просят и изрекают прощение, а в душе продолжают носить яд злобы и непримиримости по отношению к ближнему, нередко только за то, что тот не воздал должного нашему фарисейскому самопревозношению или не оценил нашего мнимого, напускного будто бы «мытарева смирения».

Если так мы проведем приготовительные к Великому посту недели, то что может дать самый Великий пост? Конечно, никакой духовной пользы от него мы не получим. И в этом только сами мы будем виноваты – и никто больше! Вот это тоже одно из самых зловредных «лукавств» нашего времени, в особенности: всегда во всем винить только других, но не себя; себя же считать во всем правым и невинно страждущим.

Вот почему еще до наступления Великого поста, в последнюю из приготовительных седмиц в среду и пятницу и затем в течение всего Великого поста за каждым богослужением Святая Церковь требует от нас произносить замечательную покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, конечно, не одними устами только, но и всем сердцем:

«Господи и Владыко живота моего!» сознавая, что мы всецело всем, вплоть до самой жизни своей, обязаны Богу: «дух праздности», которая есть начало всех зол, «уныния», которое есть самый тяжкий смертный грех хулы на Духа Святого, «любоначалия», которое более всего противится главной христианской добродетели смирения, «и празднословия», в котором рождаются нездоровые пересуды и которое так мешает необходимой для кающегося грешника внутренней сосредоточенности, «не даждь ми».

«Дух же целомудрия», которое есть высшая христианская добродетель, отверзающая духовные очи сердца, «смиренномудрия», которое убивает фарисейскую гордыню и самопревозношение, как главные препятствия к покаянию, «терпения», ибо только «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мк. 13:13), «и любви», ибо «любовь есть союз совершенства» (Кол. 3:14), «даруй ми, рабу Твоему»!

«Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, Аминь».

«Зрение грехов своих – выше зрения Ангелов», – учат свв. отцы-подвижники (преп. Исаак Сирин), ибо кто не видит своих грехов, тот не может и покаяться в них – тот неспособен к покаянию, и, следовательно, закрыт для него путь спасения.

Вот только тот, кто, впитав в себя глубокие наставления приготовительных недель к Великому посту, проникнется сам столь же глубоко настроением этой дивной великопостной молитвы, может надеяться, что Великий пост не пройдет для него безплодно, но он выйдет из «пучины поста» как бы обновленным, «новой тварью во Христе», в чем именно и состоит задача христианства, которое есть не одна только теория, не одно отвлеченное учение, а жизнь – жизнь во Xристе. Да поможет всем нам в этом Господь, желающий всем человеком спастись и в разум истины приити! Аминь.


1971 г.



vn001


Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия.
Слова и речи. Том 3.
1969 – 1973 гг.