Сегодня:

2 марта 2021 г.
( 17 февраля ст.ст.)
вторник.

Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея России.

Седмица мясопустная.
Глас 5.

Поста нет.

Вмч. Феодора Тирона (306). Сщмч. Ермогена , Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (889). Прп Феодора молчаливого, Печерского (XIII). Сщмч. Михаила, Павла пресвитеров (1938). Мц. Анны (1940).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Вторник

Седмица 10-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

крещение Иоанново откуда было?

Мф., 85 зач., 21:23-27

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Если бы они со смирением принимали Его чудеса и силу, которой Он совершал их, не было бы нужды задавать этот вопрос. Хорошо всем облеченным властью спрашивать себя: «Кто дал нам такую власть?» Христос часто свидетельствовал словом и делом, что Он пришел от Бога, но для учителей Израиля этого оказывается недостаточно. С каким надмением они вопрошают: «Кто дал Тебе такую власть?» Разве может у Него быть какая-то власть, если Он не получил ее от них? Их цель — уловить и погубить Его. Если бы Он ничего не ответил, они сказали бы народу, что это — молчаливое признание восхищения не принадлежащей Ему власти. Если бы Он указал на власть Бога, они, как и раньше, потребовали бы от Него знамения с небес или обвинили бы Его в богохульстве. Христос отвечает на вопрос первосвященников вопросом, давая им возможность самим дать ответ. Он спрашивает их о крещении Иоанновом — откуда оно было, с небес или от человеков. Если они ответят на Его вопрос, то получат ответ и на свой. Они могли бы сказать — вопреки своей совести, — что крещение Иоанново было от людей, и это выглядело бы убедительным, потому что «Иоанн не сотворил никакого чуда» (Ин. 10:41). Но в таком случае, как они могут объяснить, что Христос совершил много чудес! А если они скажут, что крещение Иоанново было с небес, то и ответ на вопрос о власти Христа будет также очевиден — ибо Иоанн свидетельствовал о Христе.

Иудеи — в явном замешательстве. «Они же рассуждали между собой». Разумеется, не о том, как найти истину, а о том, как выставить себя в выгодном свете перед людьми. Они боятся потерять доверие народа, ибо если они признают, что крещение Иоанново было от Бога, то Христос, а за Ним и весь народ, скажут: «Почему же вы не поверили ему?» Они боятся за собственную безопасность, потому что объявить, что крещение Иоанново было от человеков, — значит вызвать на себя гнев народа, «ибо все почитают Иоанна за пророка». У тех, о ком они говорили: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49), оказывается, может быть большее познание Бога, чем у них, ученых богословов. Мы говорим, народ — хранитель благочестия, и знаем из истории, какую ревность может являть верующий народ в отстаивании чистоты Православия и хранении церковных святынь. Первосвященники и старейшины уклоняются от открытого отвержения истины — не из-за страха Божия, а исключительно из-за страха перед народом. Сколь многие отступники от правды явили бы еще большее нечестие, если бы только осмелились!

«И сказали в ответ Иисусу: не знаем». И это звучит как «и знать не желаем». Этими словами первосвященники и старцы сами себе выносят осуждение. Они должны были знать. В этом заключался смысл существования Синедриона, членами которого они были, — различать подлинных и ложных пророков. А они свидетельствуют о себе, что неспособны к этому различению. Они не хотели исповедать то, что они знали, и не смогли признаться в своем лукавстве. Говоря «не знаем», они лгали, потому что знали, что крещение Иоанново было от Бога. «И Я вам не скажу, какою властью это делаю», — говорит им Христос. Для чего им было знать о природе Христовой власти, если истина и правда для них не имели значения? Те, кто не дорожит правдой, которая им открыта, в неправедности своей отвергнут большую правду, которую они как будто ищут. Возьмите талант от закопавших его в землю. Кто не желает прозреть, тому не будет дано прозрения.

В ответе Господа — суровое предупреждение. Сделать вид, что ничего не знаешь и не понимаешь из трусости, — не новое явление. Если люди ищут больше свою выгоду, чем верность принципам, их первым вопросом будет — не «где правда?», а «что безопасней сказать?» И они будут либо трусливо молчать, либо беспомощно говорить: «не знаем», хотя знают ответ, но боятся его дать. Достоинство человека, а тем более христианина, — в том, чтобы всегда иметь мужество предпочесть не наиболее безопасный ответ, а наиболее истинный. Долг христианина, если он знает истину, исповедать ее, даже перед угрозой мученической смерти.

Святые отцы обращают также наше внимание на дар духовной рассудительности, который являет Господь в этом Своем ответе первосвященникам. Рассудительность — дар, мало известный сегодня, но Сам Господь учит нас ему. Он смотрит прямо в сердце Своих совопросников, и знает, что смысл их ответа — в лицемерной попытке самооправдания. Как часто мы приходим ко Господу, исполненные самооправдания, и удивляемся, когда Он в Своей бесконечной премудрости показывает, где мы находимся.

Каковы побуждения первосвященников и старцев? Они не на стороне Бога, они и не заодно с так называемым общественным мнением. Единственное, что их заботит, — их собственная репутация. Что же отвечает Господь таким людям? Он спокойно являет им Свою высшую власть, в глубины которой никто не может проникнуть. «И Я не скажу вам». Может быть, первое, о чем нам следовало бы задуматься, когда мы слышим такой ответ, — имеет ли какое-либо отношение наш вопрос к той жизни, которую предлагает нам Господь. С какой легкостью мы иногда думаем, что Царство Божие принадлежит нам по праву! Подобно книжникам и фарисеям, и первому сыну из притчи о званых потрудиться в Христовом винограднике, мы говорим правильные слова, механически повторяя то, что напечатано в наших молитвословах. Но Бог ждет не ответа наших уст, но ответ нашего сердца. Надо, чтобы слова истины и правды проникли к нам в сердце, и мы приняли от Господа дар рассудительности, веры и покаяния.

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»