Сегодня:

21 октября 2019 г.
( 8 октября ст.ст.)
понедельник.

Преподобная Пелагия Антиохийская.

Седмица 19-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Поста нет.

Прп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона , архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).


Флп., 235 зач., I, 1-7. Лк., 33 зач., VII, 36-50.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О христианском чтении

Игумен Нектарий (Морозов)

Книги

Я хотел бы сегодня поговорить о такой важной вещи в жизни православного христианина, как чтение. Не секрет, что далеко не все люди, даже регулярно ходящие в храм, столь же регулярно читают духовную литературу. А порой можно, наверное, сказать даже и так: есть приходы «читающие» и приходы «не очень читающие».

Почему чтение, на мой взгляд, решительно необходимо? Все мы росли и формировались в среде по преимуществу нецерковной – за очень редким исключением. И основы своей веры начинали узнавать уже в более или менее зрелом возрасте, когда знания уже не столь легко усваиваются, и, самое главное, не столь много времени есть для того, чтобы ими овладеть. И потому у большинства из нас есть в этих знаниях серьезные пробелы. На практике не каждый прихожанин в наше время знаком с толкованием даже Символа веры, который все мы каждое утро читаем и за каждой Литургией в храме поем. А верующий человек, безусловно, должен знать, во что он верит, как он верит, чем его вера отличается от каких-то иных верований. Поставь сегодня рядом православного и католика и попроси каждого рассказать о том, чем православное христианство и католичество отличаются. Думаю, что далеко не все православные люди смогут что-то ответить, помимо того, что в Римской Католической Церкви есть Папа Римский, а предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх Московский и всея Руси. А вот католик, скорее всего, все основные различия перечислит. Конечно же, ничего хорошего в этой ситуации нет, поэтому чтением как наиболее доступным способом самообразования ни в коем случае пренебрегать нельзя.

Еще одна причина, по которой чтение обязательно должно быть в кругу наших христианских занятий: через него нам открывается духовный опыт Церкви, ее святых и подвижников. Все мы в основном люди гораздо более немощные и гораздо более нерадивые, чем христиане древних веков, и собственного опыта нам катастрофически не хватает. Поэтому когда мы принимаемся за то или иное духовное делание, то совершаем, как правило, множество ошибок. Жизнь современного человека такова, что в непосредственном, постоянном общении со священником он находиться чаще всего не может, духовно опытных людей рядом тоже бывает крайне мало, и новоначальный христианин остается предоставленным самому себе. И здесь огромную помощь ему оказывают книги, только в данном случае уже не образовательного характера, а написанные святыми отцами или подвижниками, более близкими к нам по времени.

Книга

Есть и третья причина, которая делает чтение очень для нас важным. Все мы знаем, насколько часто в течение одного дня – а порой не дня, а даже часа или еще более краткого времени – меняется наше душевное состояние, настроение и духовный настрой. И бывает так, что мы ко всему духовному расположены, наше сердце живо для благодати, а бывает так, что оно совершенно холодно, равнодушно, и нам самим порой становится страшно, что мы в таком состоянии находимся. Мы замечаем, что иногда бываем смиренными, кроткими, мягкими, а иногда похожи на какую-то неуправляемую машину, у которой вышли из строя все системы, и она неизвестно куда несется. Так вот, когда мы читаем Священное Писание или святоотеческие книги, происходит своего рода настройка на восприятие духовного. Меняется наше душевное состояние, меняется состояние нашего сердца: сначала оно сокрушается оттого, что мы в очередной раз видим огромный разрыв между тем, что должно быть по слову Божию или по словам святых отцов, и тем, что в нас есть. Потом оно постепенно смиряется, потом смягчается, и мы уже совершенно другими людьми становимся. С этой точки зрения, регулярно приступать к чтению тоже необходимо.

Очень важный вопрос: как правильно определить для себя круг чтения? Знаете, даже когда человек решает следить за своим питанием, ему, как правило, нужны бывают советы специалиста – о том, как правильно сбалансировать количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Если иногда что-то преобладает или чего-то недостает, организм страдает. Это тем более так в отношении вещей духовных, и если человек читает все подряд, хаотично, чем-то по преимуществу увлекаясь, а что-то оставляя совсем без внимания, то это, скорее всего, не принесет ему ожидаемой пользы, а может быть, принесет и вред. Поэтому желательно, чтобы каждый прихожанин советовался с тем священником, у которого он исповедуется, о том, что ему читать, в каком объеме и в какой последовательности. Но можно сказать немного об общих принципах, которых следует придерживаться.

Духовное чтение христианина можно условно разделить на несколько категорий. Первая из них – творения святых отцов, то, что апостол Павел называет твердой пищей (1Кор. 3:2; Евр. 5:14). Содержание этих произведений не всегда легко для нашего восприятия и практически всегда нелегко для реализации на деле. Читать святых отцов подолгу – по несколько часов подряд – не очень правильно, потому что это или слишком большое духовное напряжение, или же, наоборот, человек в таком случае читает поверхностно и привыкает к расслабленности. Большинство из вас, наверное, знает, как нужно читать святоотеческие книги. Вот мы прочитали несколько абзацев или даже фраз, наткнулись на какую-то мысль, которая для нас важна, и надо с этой мыслью разобраться и понять, каким образом наша жизнь соотносится с тем, что мы только что прочли. Вот говорит о чем-то еще тот или иной святой отец, мы понимаем, что это слово в данный момент обращено собственно к нам, и надо опять же остановиться и разобраться, как мы на это слово готовы отреагировать и готовы ли вообще. Только тогда это чтение будет приносить пользу. Если же мы такой разбор не предпринимаем, то прочитанное будет со временем просто-напросто забываться, и мы раз за разом будем читать одни и те же книги, как будто впервые, ну и эффект будет соответствующий. Если же мы хотим как можно лучше усвоить то, что прочитали, желательно положить себе правилом прочитывать несколько страниц той или иной святоотеческой книги каждое утро и затем обдумывать их содержание в течение всего дня. Преподобный Амвросий Оптинский сравнивал это – такое сравнение кажется чудным, но оно очень точное – с тем, как корова целый день пережевывает жвачку. Вот и нам было бы хорошо как бы такую духовную жвачку жевать. И это действительно питание на весь день человеку и его духу дает.

Вторая категория нашего чтения должна состоять из тех книг, которые нас постепенно образовывают. Вначале это может быть «Православный катехизис», а впоследствии и более серьезные богословские книги; здесь должно быть постепенное движение от простого к сложному.

И третья категория – это та духовная литература, которая воспринимается сравнительно легко и способствует приобретению доброго христианского настроя. Сюда можно отнести чтение житийной литературы, жизнеописаний подвижников, христианской публицистики, воспоминаний верующих, благочестивых людей, которым есть чем с нами поделиться.

Теперь хотелось бы сказать о каждой из этих категорий чуть более подробно.

Приступая к чтению аскетическому, святоотеческому, лучше начинать с тех книг, которые максимально близки к нам по времени и, соответственно, более просты для восприятия. Неоднократно в личных беседах нам с вами доводилось эти книги обсуждать, их называть, и я еще раз перечислю их при более многочисленной аудитории. Вхождение в мир святоотеческой письменности можно начинать, к примеру, с писем игумена Никона (Воробьева), замечательного подвижника благочестия ХХ столетия. Все то, о чем он пишет в своих письмах, основано прежде всего на творениях различных святых отцов, и потому письма эти могут стать для человека, желающего святых отцов изучать, как бы неким к ним предисловием. Примерно такой же характер носят письма валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева), хотя они отличаются от писем игумена Никона, но я советовал бы также с ними ознакомиться. И уже затем переходить непосредственно к святым отцам, тоже по времени к нам достаточно близким. Это, в первую очередь, должны быть святитель Игнатий (Брянчанинов) и святитель Феофан Затворник. Опять-таки их произведения будут для нас более доступными, нежели творения древних святых отцов, и позволят нам в войти в чтение аскетических творений более спокойно и более легко. Потом же, впоследствии, надо читать тех святых отцов, которые писали по преимуществу о деятельной христианской жизни, то есть о том, как бороться со страстями, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, и только потом переходить к чтению тех святых отцов, которые писали о жизни умозрительной, об опыте богомыслия. Если говорить о подвижниках, учивших жизни деятельной, то это, прежде всего, преподобный авва Дорофей с его «Душеполезными поучениями», преподобный Иоанн Лествичник и его «Лествица», преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и его «Писания», преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк и их ответы на вопрошания учеников. Эти произведения разбирают практически все человеческие страсти и добродетели. Сюда же можно отнести «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца, в которой духовная жизнь изложена практически в виде конспекта и буквально разбита по пунктам. Но кому-то она дается очень легко, а кому-то, наоборот, почему-то дается трудно. И еще я бы посоветовал познакомиться с не очень распространенной сегодня книгой писем преподобного Нила Синайского, ученика святителя Иоанна Златоуста. Эти письма исполнены глубочайшей духовной мудрости и в то же время они удивительно теплые и душевные.

На стыке произведений о деятельной и созерцательной духовной жизни находятся творения преподобного Макария Египетского: у него есть как «деятельные» главы, так и то, что посвящено непосредственно его духовным опытам. К числу чуть более сложных книг относятся произведения преподобного Исаака Сирина: в них очень много говорится о жизни деятельной, но тем не менее многие вещи для нашего восприятия могут показаться сложными и не совсем удобопонятными. Например, этот святой говорит о таком состоянии души подвижника, когда он начинает жалеть всякую тварь не только материальную, но и духов, в том числе и падших духов, а далеко не каждому христианину стоит пытаться жалеть падших духов, потому что это опыт не совсем безопасный, то есть не все, что мог позволить себе преподобный Исаак Сирин, окажется безвредным для любого из нас. Но книга эта однозначно очень полезная; некоторые афонские старцы, ложась спать, даже клали ее себе под голову – просто потому, что она была для них настолько дорога, что они, как какую-то любимую вещь, ее буквально от себя не отпускали. При этом, естественно, в гораздо большей степени они эту книгу носили в своем сердце.

Также на стыке «деятельной» и «созерцательной» литературы находится книга «Старец Силуан». Она состоит из двух частей: жизнеописания старца и скомпонованных по различным темам записей из дневника, который он вел долгие годы. Здесь можно найти, с одной стороны, превосходное знание духовной жизни и ее законов, а с другой – изложение уникального опыта богообщения.

Ну и, наверное, к наиболее сложным для восприятия книгам, о которых надо упомянуть, относятся гимны преподобного Симеона Нового Богослова. К этой книге не стоит приступать на начальных этапах знакомства со святоотеческой литературой: кроме вреда это, скорее всего, ничего не принесет, потому что человек, не познавший еще даже азов, начнет мечтать о тех духовных состояниях, которые описывает автор, и будет игнорировать тот факт, что путь к этим состояниям лежит через исполненную трудностей жизнь, в которой необходимо много и упорно работать над собой.

Если говорить о книгах, которые помогают нам в самообразовании, начинать надо, наверное, даже не с катехизиса, а с учебника по Закону Божию, причем любому человеку, даже если он пришел в Церковь в совершенно зрелом возрасте и получил фундаментальное высшее образование. Есть такой универсальный учебник и для детей, и для взрослых, автором которого является протоиерей Серафим Слободской. Он был написан в 1957 году, но и по сей день все же не утратил своей актуальности, и если человек желает получить общее представление о том, что есть вера Православной Церкви, о Священной истории, о том, что происходит в храме за богослужением и при совершении тех или иных таинств, то лучше книги все-таки не найти. Изложение там очень простое, но ничего страшного в этом нет. Лучше сначала усвоить этот материал в самом простом виде, и потом на него, уже как на некую основу, могут ложиться более глубокие и более основательные знания.

Как я уже сказал, следует также ознакомиться с «Православным катехизисом» святителя Филарета Московского: наизусть его учить, как некоторые люди учат, не надо, но суть его знать необходимо. Чего-то более основательного в катехизическом плане тоже до сегодняшнего дня у нас не появилось.

Затем следует перейти к книгам по истории Церкви, потому что книги исторические много чего человеку объясняют и в современной церковной жизни. Можно взять пособие по изучению истории Вселенской Церкви Николая Тальберга; можно, желательно после него уже, ознакомиться с книгой «Исторический путь Православия», автором которой является протопресвитер Александр Шмеман. Эта книга написана в более оценочной, нежели собственно исторической манере, но, на мой взгляд, она может человеку помочь многое в истории Церкви правильно понять. Есть замечательная книга русского историка А.В. Карташева «Вселенские Соборы» и его же «Очерки по истории Русской Церкви» – и ту, и другую книги я вам тоже советовал бы прочитать. Порой в наше время мы чем-то смущаемся в церковной жизни, чего-то боимся, чего-то не понимаем, а когда мы начинаем узнавать историю Церкви, то начинаем видеть, что все, представляющееся нам сейчас впервые происходящим, было, как говорил Екклесиаст, в веках, бывших прежде нас (см.: Еккл. 1:10.).

Также хорошо было бы ознакомиться с несколькими книгами по Уставу православного богослужения. Самое простое, что есть, это чинопоследование всенощного бдения и Божественной литургии. Существуют различные их издания. И безусловно, человеку, который в храм начинает ходить – а может быть, и давно ходит, но службу не понимает, – надо эту книжечку в руки взять и разобраться по ней в тех основных моментах, из которых богослужение состоит. Ну а впоследствии можно взять и что-то из книг более фундаментальных: например, «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви» протоиерея Константина Никольского. Изучать Устав во всех его тонкостях и сложностях, безусловно, не нужно: это необходимо на практике только тем, кто либо поет на клиросе, либо несет в храме послушание уставщика, но знать общие принципы желательно, потому что, согласитесь, когда мы приходим в храм, который должен быть для нас родным домом и в этом родном доме очень многого не понимаем, то это очень мешает.

Что же касается книг житийного содержания, это в первую очередь жития святых, написанные святителем Димитрием Ростовским. Нужно хотя бы один раз в жизни прочитать жития святых за все двенадцать месяцев. Сейчас они выходят и в аудиоформате, так что можно их даже не прочесть, а прослушать, если времени мало. Помимо этого, издано огромное количество книг и о подвижниках благочестия, носящих характер мемуаров, воспоминаний, которые также бывают очень полезны. Например, мне задолго до приезда в Саратов довелось прочитать «Дневник инока» – дневниковые записки будущего епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова). Эта книга произвела на меня колоссальное впечатление; она достаточно небольшая и очень личная. Как вы знаете, Саратовским архипастырем был какое-то время и еще один известный духовный писатель – митрополит Вениамин (Федченков), после которого осталось богатейшее литературное наследие, крайне интересное и полезное для души. Если у человека какое-то тяжелое душевное состояние, если ему плохо, то книга владыки Вениамина – практически любая – будет как бы утешительным разговором с ним. В авторе этих книг вы откроете для себя собеседника, удивительным образом утешающего, радующего душу, удивительно смиренного, удивительно теплого. Я бы посоветовал ознакомиться в первую очередь с его крупным произведением «Записки архиерея», вышедшим в свет в издательстве «Правило веры» около десяти лет тому назад: в этом издании обширный справочный аппарат и очень интересные комментарии. Еще одно замечательное его творение – воспоминания «На рубеже двух эпох». Знакомство с ними может многое дать человеку, который хочет разобраться в истории нашей страны и нашей Церкви первой половины двадцатого столетия. И у него же есть книга о церковных праздниках, причем она носит очень теплый, личный характер. Повторюсь: книг такого рода очень и очень много, и среди них я просто назвал то, что наиболее близко мне самому и что мне кажется наиболее ценным.

vn001

Вопросы после беседы

?Вы сказали, что духовную литературу надо читать утром. Но утром не получается, потому что надо рано идти на работу, и, вообще, настроение к чтению обычно вечером. Как тут быть?

— Жесткого правила относительно того, что нужно духовные книги читать именно утром, конечно, нет. По возможности нужно следовать совету преподобного Амвросия Оптинского и с утра уделять хотя бы пять минут, чтобы прочитать страницу или полстраницы любой святоотеческой книги и с мыслями, которые мы из этой книги почерпнули, выйти из дома. Тогда наш ум в течение всего дня будет занят каким-то поучением, и это очень важно. А возможность почитать в спокойной обстановке у большинства из нас бывает, конечно, по преимуществу вечером. В таком случае нет ничего страшного в том, чтобы перенести основной объем чтения на вечернее время.

?На каком языке лучше читать Священное Писание?

— Мы читаем Священное Писание для назидания своей души. И если мы не знаем в совершенстве церковнославянского языка, то, конечно, лучше читать на русском. Потом, когда нам будет уже хорошо известен текст Синодального перевода, можно, при желании, перейти к чтению на церковнославянском. Но, по моему личному мнению, дома лучше так и продолжать читать на русском, а чтению на церковнославянском внимать в храме.

?Скажите, а Ветхий Завет нужно читать постоянно, как и Евангелие?

— Что касается Ветхого Завета, каждый верующий человек должен прочитать его от начала до конца хотя бы один раз в жизни, чтобы иметь полное представление о его содержании. При этом естественно, что начинать читать Ветхий Завет нужно после прочтения Нового Завета, потому что Ветхий Завет был неким путеводителем, детоводителем ко Христу, и образы ветхозаветных книг раскрываются перед нами через призму новозаветных событий. Если же начинать знакомство со Священным Писанием с Ветхого Завета, мы первоначально будем усваивать то, что Господь не отменил, но дополнил, то есть наполнил уже более совершенным содержанием. И, безусловно, при чтении Ветхого Завета мы будем встречать какие-то отрезки текста, актуальность которых в настоящее время утрачена. Это некоторые обрядовые предписания, которые соблюдались иудеями и которые не имеют уже никакого отношения к христианству. Все это при прочтении в отрыве от Нового Завета может вызывать некоторые недоумения и противоречия.

?А что бы вы посоветовали для понимания Священного Писания?

— Для понимания Священного Писания можно посоветовать такого универсального толкователя, как блаженный Феофилакт Болгарский. Его труд по преимуществу компилятивный, составлен из творений многих святых отцов и в то же время всеобъемлющий – на всех четырех евангелистов и на Деяния апостольские. На Послания апостола Павла, наверное, лучшее, что есть, – толкование святителя Феофана Затворника. На Апокалипсис – толкование святителя Андрея Кесарийского. Помимо этого, есть Толковая Библия А.П. Лопухина, есть «Толкование на Четвероевангелие» преподобного Ефрема Сирина и многое другое. А в самом начале неплохо было бы прочитать учебник «Священная библейская история» митрополита Вениамина (Пушкаря). Тогда проще уже будет как-то ложиться на это знание само чтение священных текстов.

?Скажите, а как дозировать правильно чтение православных статей в Интернете? Это такое захватывающее чтение, но после него порой ощущаешь не столько наполненность, сколько пустоту.

— Мне кажется, вот именно это и должно быть главным критерием: если после чтения мы ощущаем не наполненность, а пустоту, – значит, надо попытаться довести объем подобного чтения до такого количества прочитанного, которое нас не опустошает.

?Может быть, стоит просто читать в основном «на вечные темы»? Потому что от дискуссий о том, что происходит в современном обществе и современной Церкви, какой толк…

— Нет, узнавать о том, что происходит в современном обществе и современной Церкви, безусловно, нужно, потому что мы не можем жить как бы в некоем безвоздушном пространстве. Но что мы о своем времени в первую очередь должны знать? Мы должны во-первых знать какие-то определенные тенденции, свойственные нашей эпохе, – это то, что святитель Игнатий (Брянчанинов) называл «узнаванием духа времени». Этот дух надо ясно ощущать и уметь распознавать его влияние в том числе в самом себе. Но нужно знать и просто какие-то факты, быть в курсе наиболее значимых событий. Иначе бывает странно: люди вокруг нас говорят о чем-то, что их заставляет переживать, что их мучает, а мы понятия не имеем, о чем идет речь. Не должно возникать ощущения, что мы в каком-то другом мире живем. Но в то же время жить этими событиями не стоит. Поэтому достаточно читать на эти темы совсем немного. И обязательно нужно научиться ориентироваться в общем потоке информации, в котором сегодня достаточно много говорится и пишется о Церкви, и отделять важное, нужное и соответствующее здравому смыслу, от всего того, что таковым не является. Но это отдельная тема, и думаю, мы поговорим о ней на одной из будущих встреч.

vn001

Источник: Игумен Нектарий (Морозов). Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека».— М.: Никея.— 2014.

См. также: