Сегодня:

22 сентября 2019 г.
( 9 сентября ст.ст.)
воскресенье.

Праведные Иоаким и Анна.

Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.
Глас 5.

Поста нет.

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны . Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа , игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия , архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Глинских святых: прпп. Василия (1831), Филарета (1841), Феодота (1859), Макария (1864), Мартирия (1865), Евфимия (1866), Досифея (1874), Илиодора (1879), Иннокентия (1888), Луки (1894), Архиппа (1896), Иоанникия (1912), Серафима (1958), Андроника (1974), Серафима (1976), Зиновия Глинского, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Собор Алтайских святых Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в Неделю по Богоявлении. О Просвещении.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

(Мф., 4:16)

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Крещение – Богоявление – Просвещение: вот три названия одного праздника, одного события земной жизни Иисуса Христа. Божественным Светом воссияло это торжество в мире, погруженном в смертоносную тень греха.

Спаситель крестился, начиная подвиг служения людям. Уже не лучом Рождественской звезды, а могучим сиянием Солнца Правды освещалась жизнь человеческая. Из вод Иордана смиренный Богочеловек выходил в расцвете земных лет, во всеоружии, ибо настали сроки великих чудес и знамений – наступило время возвестить Завет Любви Господней.

Мрак невежества, туман забвения и незнания Истинного Бога окутывал человеческие умы. Но вот на Иордане приоткрылась миру высочайшая тайна Божества – тайна Пресвятой Троицы, Единой во Отце и Сыне и Духе Святом. Дар Богопознания обрели люди в чуде Богоявления:

«Когда Иисус крестившись молился, – отверзлось небо.
И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

(Лк., 3:21–22).

В этом великом событии берет начало таинство Крещения, которым духовные взоры людей открываются для видения Света Истины и благодати Божией. Древние христиане так и называли праздник Богоявления – День Светов. Множество светильников и факелов возжигали они в этот день, и тогда же крестились новообращенные – просвещались души сиянием веры Христовой. И сейчас при совершении Таинства Крещения мы видим свечи, горящие при купели и в руках восприемников, – этим зримым огнем указывает Церковь путь в светозарное Царствие Божие.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф., 3:2; 4:17) – такими словами начал свою проповедь святой Иоанн Креститель, и те же слова услышал мир от Самого Господа, но разный смысл звучал в этом речении. Святой Иоанн возвещал близость Небесного Царя и призывал готовить Ему путь. Христос как бы говорил: явлен Царь, рядом с вами Царство Его, готовы ли вы?

У каждого из нас был свой День Светов – день, когда вратами Крещения вошли мы в общество христиан. Уже не «сидим мы в стране и тени смертной» (Мф. 4:16) – душам нашим даровано ясное зрение вечности, ждущей нас за порогом этого мира. Светлы звезды на небесах: но несравненно светлее и прекраснее обители райские, приготовленные для нас Небесным Отцом. Ярко сияет солнце, дарящее жизнь природе, но истинно живоносно Умное Солнце – Христос Искупитель, вечной весною озаряющий человеческие сердца. Вселенная кажется безграничной, но поистине беспредельно лишь Царствие Божие, возносящееся над временем и пространством. И это Царство чистейшей радости открылось людям в пресветлый день Богоявления, стало доступно каждому, кто омыл свою душу водами крещения, последовал за Господом Иисусом.

Царь царствующих, Христос приглашает нас в Царство Свое, и тут же звучит призыв Его: «Покайтесь!» Только по лестнице покаяния может человек подняться к порогам Небесных дворцов. Изначальный смысл слова «покаяние» – «перемена ума». Не просто перечислить свои грехи – но твердо отречься от них; не только осознать пятна на своей душе – но очиститься; выйти из мрака страстей к свету духовному, переродиться для жизни благодатной – вот что означает действительное покаяние. Без этого человек не сможет войти в Царство Света: темнота его души заградит ему путь спасения.

Первые христиане по праву называли себя обществом святых – так чиста и светла была жизнь этих наследников Царства Божия. И День Светов – Крещение являлось великой радостью для новопросвещенных, вступивших в общество верных Христовых. Мы с вами также удостоились такой высочайшей чести и, казалось бы, с момента Крещения должны возрастать из силы в силу, из радости в радость, из света в свет. Но так ли храним мы святыню Просвещения своего?

Горько человеку потерять свет телесных глаз и не видеть ни зеленой травы, ни цветов, ни голубого неба, ни любимых лиц. Но горше, неизмеримо горше, когда грязные тучи греха заволакивают для нас духовный небосклон – и мы погружаемся во мрак страстей, преддверие беспросветного княжества тьмы.

Страшно впасть в духовную слепоту! А человек порою и не сознает, что его постигло это худшее из бедствий, – так диавол умеет подсластить свои отравленные подарки, заманивая нестойких в свое жуткое обиталище. Так, ведомый «князем тьмы», движется хоровод духовных слепцов к пропасти, в которой вечный плач и скрежет зубов.

Глаз – самый нежный и ранимый орган нашего тела. Даже мельчайшая пыль, попавшая в глаза, причиняет нам острую боль и застилает для нас мир. Мы бережем телесное зрение – так как же должны беречь очи духовные, еще более ранимые, проходя среди пыльных вихрей соблазна и колючих зарослей порока, окружающих нас в земной жизни! Единожды просветившись Крещением, мы должны вновь и вновь омывать духовные взоры покаянием, чтобы не утратить способности видеть Свет Божественный.

Царь Правды – Христос лишил власти «отца лжи» – сатану. Древний змий уже не может насиловать человеческие души, он способен только обманывать, заманивать, обольщать. Но неужели даны человеку светлый разум и высокие чувства для того, чтобы ползти за древним змием в его кромешные пещеры, где нет ничего истинно прекрасного? Все гнусные лакомства бесовские, соблазняющие нас, только переполняют смрадом тело и душу, – гниение заживо, начавшись здесь, подстерегает грешника за смертным порогом. Но ночные твари боятся солнечного света – и так же бегут злые демоны под бичами покаяния, при восходе Солнца Правды в душе христианина. Царство Божие близко к нам – ближе, чем воздух, которым мы дышим. Это знали святые мужи, еще в земной жизни научившиеся «дышать Небом». Один из них, праведный Иоанн Кронштадтский, говорит, исходя из собственного опыта:

Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогой ценою куплено спасение наше. Она с тобою и в уединении, тайно озаряет твое сердце, подвигая его к покаянию или благодарности за бесчисленные благодеяния Божии; она беседует с тобою и в пути, и при твоих трудах умственных и физических. Царствие Божие водворяется, так сказать, под кровлей домов наших. Чего удобнее? Приходи и почерпай благодать спасения, текущую в Церкви. И многих, многих спасает она тайно и явно, извлекая из бездны грехов различными, одному Богу известными способами. И везде готова благодать Божия открыть тебе свои святые материнские объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился.

Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от Царствия Божия, если дерзкою рукою отринем его от себя.

Да, нечем оправдаться тому, кто по собственной воле остался сидеть в погибельной тьме, кто не желает замечать разлитого вокруг Божественного Света.

Не в «безвидный хаос» ныне погружены наши умы: людям дозволено созерцать Создателя своего. Богоявление явилось для человечества в духовном смысле таким же озарением, как свершенное некогда Всевышним Творцом «отделение света от тьмы» (Быт., 1:4) в вещественной Вселенной. Грех мерзок сам по себе, но как отвратителен тот, кто при ярком солнечном свете занимается скверными «ночными» делами! Лишенные истинного Богопознания, люди в древности «поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет., 4:3). Это некогда творилось «во тьме над бездною», а сейчас, при свете евангельском, сделалось кромешнейшим бесстыдством пред Всевидящим Богом.

Извращенная человеческая натура, продолжая коснеть во зле, приискивает себе фальшивые оправдания. Такие люди внушают себе, что они «правильно живут», служат каким-то «светлым идеалам». И душеубийца-сатана услужливо зажег в этом мире множество блуждающих огней, болотных мерцаний, лживых маяков, льстивых фейерверков, – целый арсенал адских игрушек, с которыми люди доигрываются до духовной гибели.

В наши дни лукаво искажено даже великое понятие «Просвещение». Нынешние духовные слепцы называют «просвещенными» худших из своей среды, невежд-«переучек», нахватавшихся лживых теорий, начитавшихся соблазнительных книг, приобретших опыт духовного блуда. Зачинателями этого тлетворного поветрия были французские лжефилософы XVIII века Вольтер, Дидро, Руссо и иже с ними – «безумцы, сказавшие в сердце своем: нет Бога» (Пс., 13:1). Эти гордецы назвали свое время «эпохой просвещения», а себя – «просветителями», но вернее было бы назвать их «помрачителями». Пустым острословием, наглой, самоуверенной ложью им удалось погасить во многих сердцах свет спасительной веры. Ни один серьезный ученый никогда не отрицал бытия Божия, а вольтерьянцы кричали, что их безбожие якобы «подтверждено наукой». К несчастью, французской духовной чумой заразилась и интеллигенция России, «допросвещавшая» Отечество до большевистского кошмара. Современная наука впрах разбила домыслы вольтерьянцев, научными методами убедившись в посмертном существовании человеческой души, наличии «положительного и отрицательного» – то есть ангельского и демонского духовных миров и, конечно же, бытии Превечного Создателя. Новейшая история засвидетельствовала гибельность общественных теорий «помрачителей» для государств и народов. Но посеянная ими духовная зараза оказалась живучей: в нашем обществе мы видим сейчас и мертвенные залежи атеизма, и политиканские потуги выстроить «потребительский рай» – без Бога.

Мутный поток лживого «просвещения» помрачил умы и многих погрузил в духовную спячку. И уже самым дешевым блеском покупает диавол людские души: миганием реклам, выхваляющих низкосортные западные товары, плясками идолопоклонников-кришнаитов или трюками сатанистов-экстрасенсов. Еще одним идолищем современности стал «голубой огонек» – телевизор. Казавшееся невинным техническим изобретением, сейчас телевидение по своим московским и кабельным каналам извергает потоки липкого соблазна. И целые семьи часами сидят перед «ящиком», как перед домашним кумиром, ощетинившимся рогами антенн, – и впитывают эту грязь, не щадя и своих малолетних детей. В таком бездумном, а часто и душетленном времяпрепровождении люди перестают замечать даже близких своих, превращаются в мертвые стоки телезрелищ. И если нет у человека строгой духовной дисциплины, то «голубой огонек» доводит его до внутренней опустошенности.

Сколько разного блеска в современном мире! Среди всех этих ламп и люстр, фонарей и бра человек свободно превращает для себя ночь в день, – подчас кажется, что он может обойтись без звезд, луны и даже без солнца. Но ведь наступит срок, когда погаснут для него все вещественные светильники, большие и маленькие. Долиной смерти пойдет человек – и горе ему, если не просвещен он внутренним светом, Правдой Божией.

Можно приобрести обширнейшие познания о земле и о небе, изучить все науки и искусства – и остаться духовным невеждой. Можно даже рассуждать о предметах сверхчувственных, философствовать и богословствовать – и оставаться в духовном мраке. Знания полезны, когда помогают человеку уяснить волю Божию о мире и о себе, – иначе они ложатся на его плечи мертвым грузом, влекущим в бездну. Истинное Просвещение – живая вера, вводящая смертных в бессмертное Царство Света. Блажен просвещенный, в чьем сердце не меркнет свет Евангелия Христова, кто просветляет духовный взор свой молитвой и покаянием, в чьей душе горит неугасимая свеча любви к Богу и ближним.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Царь Небесный – Сын Божий благоволил сойти на землю и жить среди людей. Так близко, зримо, осязаемо явилось нам Царствие Его – Царство добра и света, милосердия и любви. Христос, «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф., 4:8). Только шаг нужно сделать нам, только мужественное усилие, чтобы выйти из тьмы греховной к Свету Его, чтобы взять из рук Спасителя дары благодати.

Крещеными, просвещенными зовемся мы – и в этом для нас залог нескончаемой радости о Господе. Не глухою ночью, а при свете дня Божия движемся мы к спасению. Если порою духовное небо над нами кажется пасмурным – значит, мы сами омрачили его своими грехами или позволили затуманить его «духу времени», коварным уловкам демонским. Но и за облаками, и над тучами сияет христианам беззакатное Солнце Правды, и сквозь туманы досягают до нас лучи веры, надежды, любви. Так да не ослабеем мы на пути к торжеству, о котором возглашает Святая Церковь: «Свет Христов просвещает всех»! Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Слова на Двунадесятые и Великие праздники.
М.– 1997 г.

См. также: