Сегодня:

7 октября 2022 г.
( 24 сентября ст.ст.)
пятница.

Святой Владислав, краль Сербский.

Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя Владислава Сербского (после 1264). Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Мирожской иконы Божией Матери (1198).


Еф., 226 зач., IV, 17-25. Лк., 14 зач., IV, 22-30, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25. Лк., 15 зач., IV, 31-36. Первомц.: 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Мф., 104 зач., XXV, 1-13.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Море житейское: Ответы на вопросы читателей. Часть 12

 

Архимандрит Рафаил (Карелин)

 

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

О ЛИТУРГИИ

 

Чем Проскомидия в монастыре сильнее Проскомидии в приходской церкви (по внутренней силе)?

Литургия с Проскомидией имеет одинаковую силу, где бы она ни совершалась.

 

На Литургии малый и великий ход совершается со свечами – что это значит, что этим выражается, символизируется? И не помню где, но читал, что если во время Литургии просить Бога о чем-то, то молитва к Нему быстрее доходит как бы. Правда это?

Вход со светильниками означает свет Христов, просвещающий мир. Есть еще другие символические значения. Прочитайте книгу «Новая скрижаль» архиепископа Вениамина Нижегородского и Арзамасского (Краснопевкова). Во время Литургии Небесная Церковь невидимо присутствует в храме.

 

Немножко испугалась, что на Литургии подаю записки за крещеных, но не ходящих в церковь близких. Я думала, что их можно поминать и этим помогать во спасении. Тем более, сознавая свои грехи, думала: «Сперва всех помилуй, всех... и меня спаси». Научите, пожалуйста, как правильно молиться.

Литургия является богослужением, на котором совершается Таинство Причащения и присутствует Голгофская Жертва, только бескровно. В этом Таинстве могут участвовать лица, включенные во внутреннюю церковную жизнь. После того как священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении, он возлагает эти частицы на дискос – во образ Церкви, объемлющей живых и мертвых. В конце Литургии священник опускает частицы, знаменующие души людей, в Чашу с Кровью Христовой, произнося молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною». А без личного Покаяния и включения в Церковь грехи невозможно омыть и искупить Кровью Христовой, тем более если человек, будучи крещеным, вовсе не верит в это. Так что такая молитва и поминовение не отвечают состоянию душ нецерковных людей. Надо молиться об их воцерковлении, а если они сочувственно относятся к Православию и Церкви, поминать их на молебне (на параклисах). Если же Вы не знаете, человек церковен или нет, но он крещен, то поминайте его на Литургии, так как в мнительных случаях лучше согрешить «излишней милостью» чем «излишней строгостью», дабы не лишить человека помощи.

 

Прошу Вас разрешить мое сомнение: нужно ли преклонять голову во время Литургии оглашенных? Во время возгласа диакона: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»? Дело в том, что этот вопрос возник после того, как матушка в приходе, членом которого я являюсь, сказала, что так поступать не стоит. Это неправильно, ведь мы не оглашенные. И если преклонять голову, то стоит и выходить из храма, когда диакон призывает к этому. Но два батюшки, которых я спрашивал об этом, сказали мне, что лишний раз преклонить главу Господу – не грех. О том, что нужно преклонять, я читал также в книге архимандрита Амвросия (Юрасова) «О вере и спасении». Большинство прихожан в нашем храме в этом месте голову преклоняют, и, когда я перестал, по указанию матушки, это делать, выходит следующее: все поклонились, а я стою в числе немногих прямо. Подкрадывается даже какое-то неудобное чувство. Ввиду того, что я побеседовал с батюшками и прочитал вышеуказанную книгу, я снова начал преклонять голову в этом месте богослужения. И на меня тут же начали «цыкать» с клироса. Как быть?

Если придерживаться прямого смысла литургических молитв, то преклонять голову во время чтения ектений об оглашенных православному христианину не положено. Оглашенные – это те, кто готовятся к Крещению, но еще не приняли его. В настоящее время оглашенных фактически нет в наших храмах, однако молитвы о них оставлены потому, что само богослужение содержит в себе символический смысл. Во время ектений об оглашенных православный христианин должен каяться в том, что своими грехами оскорбил благодать, полученную в Крещении, и стремиться через Покаяние обновить ее, вернее, ее действия. Возглас: «Оглашеннии, изыдите» – символически означает Страшный суд, где нераскаянные грешники будут изгнаны из Небесной Церкви словами Спасителя: Идите от Меня прочь (Мф. 25,41). Если Вы воспринимаете буквальный смысл ектений об оглашенных, то склонять голову бессмысленно, так как в тайной молитве в это время священник просит Бога не лишить оглашенных Крещения. А если Вы символически воспринимаете эти слова, то опустить голову можно, считая себя недостойным уже принятого Таинства. Так что одно и то же действие склонение головы – может иметь различное значение в зависимости от Вашего внутреннего состояния и переживания. Что касается «цыканья» с клироса, то обычно умный человек следит за собой, а глупый за другими. Если бы они молились, то не увидели бы, кто что делает; но сосредоточенно молиться трудно, а вертеть головой во все стороны – легко.

 

Почему не положено причащать младенцев на Литургии преждеосвященных Даров?

На Литургии преждеосвященных Даров не происходит Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, а священник причащает людей Святым Агнцем, освященным на предыдущей Литургии, где Тело Христа напоено Его Кровью. На Литургии преждеосвященных Даров заранее освященный Агнец раздробляется и опускается в чашу с вином, которое от этого не становится Святой Кровью (Кровь в Самом Агнце). Младенцы причащаются Кровью Христа, поэтому на Литургии преждеосвященных Даров они к Причастию не допускаются.

 

Содержание