Сегодня:

10 августа 2022 г.
( 28 июля ст.ст.)
среда.

Смоленская икона Божией Матери.

Седмица 9-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апп. от 70-ти Прохора , Никанора , Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима , еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Мч. Иулиана (ок. 138-161). Мч. Евстафия Анкирского (ок. 316). Мч. Акакия, иже в Милете Карийском (ок. 321). Прп. Павла Ксиропотамского (820). Прп. Моисея, чудотворца Печерского (XIII-XIV). Сщмч. Николая диакона (1918). Прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937). Гребневской (1380), Костромской (1672) и"Умиление" Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Таинство таинств

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Любовь — это жизнь, точнее сказать — хлеб жизни: «Я есть хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6: 41). В таинстве Литургии Бог дает Свою Плоть как хлеб жизни вечной, и тем самим соединяет нас друг с другом и с Собой навеки.

Но как это возможно при такой разности участвующих, при такой нашей грехов­но­сти? Да, разница огромна, греховность ошеломляющая и, тем не менее, Литургия совершается, совершается и таинство причащения — невозможное для человеков, становится возможным для Бога.

Можно полагать, что у большинства присутствующих на Литургии, при всей их греховности, в глубине души сохраняется понимание происходящего и, может быть, на этом глубинном уровне совершается то, что не может совершаться на поверхности.

Литургия — таинство, она таинственно берет с собой тех, кто желает чистоты и святости и с ними творит чудо преображения, подчас незаметное для них самих.

Любовь рождает желание соответствовать ощущению святости, и потому влечет человека к покаянию. Покаяние смывает с души налет грязных страстей и делает нас участниками Литургии — таинства таинств. В бездне греховной начинается покаяние, а благодать движет к святости. Само желание покаяния уже делает человека лучше. Это «преодевание», или желание «преодевания», уже привлекает к человеку благодать, и это независимо от того, что он с себя снимает, важно — во что он хочет одеться.

Вот мы стоим, такие разные, на Литургии, что может объединить нас? Нас объединяет желание быть с Богом, желание любви, чистоты, святости или хотя бы частичного к ним прикосновения, что возможно только через покаяние. Всем этим мы представляем то необходимое единство, которое орошает Благодать Всесвятого Духа.

Возможность покаяния — цена Крови Спасителя, у истоков покаяния стоит Крест Христов, и потому оно всемогуще: восполняет всё недостающее для совершения великого Таинства Евхаристии, где сливается воедино земное и небесное, временное и вечное. Это таинство — превращение человека в бога, в чём и состоит вековечная мечта человека. Это влечение, заложенное Богом в человека, возможно реализовать только в Церкви, через благоговейное участие в Литургии. Посредством таинства Евхаристии человек возводится в своё первозданное достоинство и возвращается в родной дом, в отеческие объятия.

Таинство Литургии — это торжество любви, преображающей мир и человека, и со стороны человека любовь к Богу выражается в покаянии, только в нём она может быть настоящей.

Труд покаяния — единственная возможность приобщиться к настоящей, исцеляющей душу радости, восчувствовать сердцем надежду своей веры. Оно, и только оно, открывает человеку творческие возможности духовного роста. На Литургии Божественная благодать оплодотворяет желание человека и под её воздействием происходит творческий процесс богоуподобления и жизни в Боге, что и есть истинное блаженство.

Господь, любя людей в их немощах, несовершенствах, заблуждениях, создал Св. Церковь, в которой благодатностью покаяния в таинстве Литургии возвращает людям разум и радость жизни временной и вечной.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: