Сегодня:

7 октября 2022 г.
( 24 сентября ст.ст.)
пятница.

Святой Владислав, краль Сербский.

Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя Владислава Сербского (после 1264). Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Мирожской иконы Божией Матери (1198).


Еф., 226 зач., IV, 17-25. Лк., 14 зач., IV, 22-30, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25. Лк., 15 зач., IV, 31-36. Первомц.: 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Мф., 104 зач., XXV, 1-13.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Море житейское: Ответы на вопросы читателей. Часть 47

 

Архимандрит Рафаил (Карелин)

 

ЦЕРКОВЬ И МОРЕ ЖИТЕЙСКОЕ

ОБ ЛЮБВИ

 

Меня очень огорчили слова моего супруга о том, что стяжавший любовь Христову человек любит всех (проливает кровь своего сердца) одинаково: супругу, дочь, мать и бомжа на улице, пьяницу, блудницу... Если супруги одна плоть, то как могут этой плотью стать окружающие нас люди? Мне думается, что следует учиться сострадать ближним, но не так, как мы страдаем за детей, за родителей своих по плоти. Объясните мне, пожалуйста, чему учит нас Господь.

Господь сказал, что мы должны любить ближних, как самих себя (Мф.22,39). Но это идеал, к которому можно идти постепенно. Надо начинать учиться любви с тех, кто близ нас,– то есть с семьи, расширяя ее круг. А любовь ко всем, в том числе к врагам,– это состояние особой благодати Духа Святого. Обычно те, кто, еще не очистившись от страстей, говорят об одинаковой любви ко всему человечеству, прячут под этим свое невнимание к родным.

 

Мне непонятно, как я могу возлюбить ближнего, не общаясь ни с кем, а только здороваясь. Единственное время дня с людьми – в трапезной храма. Но и здесь избегаю сказать в разговоре что-то свое, считая это своеволием и тщеславием.

Духовная любовь к людям – это дар Божий. Поэтому надо молиться, чтобы Господь дал нам духовную любовь. Ведь Бога мы тоже не видим, однако спасение без любви к Невидимому невозможно. Если мы любим Бога, как Отца, то будем одновременно чувствовать любовь к Его детям. Мы молимся об упокоении людей, которых тоже не видели и не общались с ними, но молимся из-за сострадания к ним, а в сострадании есть частица любви. Святым явственно открывалось, что каждый человек есть образ Божий, и они любили человека как образ Божий. В этом тайна христианской любви к врагам. Как я сказал, надо просить у Бога дар любви, но, в то же время, готовить себя к получению этого дара тем, чтобы усердно молиться за людей, как знакомых, так и незнакомых Вам.

 

Мне 72 года. Живу один. Правильно ли я поступил, отказавшись поселить у себя на несколько недель незнакомого послушника? Считаю, что это будет отвлекать от стремления учиться и укрепиться жить внутренне, то есть в возможно большем памятовании и предстоянии пред Богом. Или же любовь к людям, как важнейшее, требовала иного?

Сын Сирахов пишет, что не следует каждого впускать в свой дом (Сир.11,29). В Вашем возрасте опасно менять образ жизни, потому что адаптация может быть болезненной. Мы еще не научились любить людей, поэтому следует соблюдать осторожность в общении.

 

Как молиться об искоренении злопамятства, как умягчить сердце и попытаться начать любить всех ближних во Христе? Я очень страдаю от отсутствия любви.

Святой Иоанн Златоуст на вопрос: «Как мне научиться любить?» – ответил: «Поступай с человеком так, как будто ты его любишь, и за труды Господь даст тебе любовь».

 

Может ли ответственность за психически нездорового человека (отца моего ребенка) служить препятствием к Покаянию и исправлению жизни (ведь это повлечет за собой разрыв близких отношений, что для него важно). Зарегистрировать брак я не могу, так как он не хочет жить вместе, да и я сама не горю желанием (боюсь за дочь), мне все это так опротивело... но, если я уйду от него с целью более чистой жизни,– не будет ли это все равно грехом, ведь я оставлю больного человека, который ко мне привязан и измениться не может?

Надо любить Бога больше, чем человека, как бы близок он ни был нам. Если любовь связана с нарушением главной заповеди: Возлюби Господа всем сердцем твоим (Мф.22,37), то такая любовь иллюзорна. Сам Господь сказал о том, что если человек любит кого-нибудь больше Него, то не достоин Его (Мф.10,37). Бывает жалость не к спасению, а к гибели. Скажу Вам и другое: если Вы обращаетесь с вопросом без решимости исполнить полученный совет, а только из желания узнать, нельзя ли в самом совете найти что-либо, за что можно зацепиться, чтобы успокоить свою совесть, то грех от этого увеличивается.

 

Батюшка, меня постигло серьезное искушение! Еще год назад из уст моих друзей (воцерковленных) я услышала, что могла бы составить хорошую пару одному нашему общему знакомому, человеку моложе меня на 10 лет, не бывшему в браке (в отличие от меня, разведенной 6 лет назад, имеющей 19-летнего сына). Мысль эту я тогда раскритиковала как нежизнеспособную. Сейчас же, когда мы стали часто общаться, я много думаю о нем. А если учесть, что среди православных легко устанавливается доверительное, дружеское расположение, как следствие их духовного единения в лоне Церкви, мне стало хотеться чаще видеться с этим человеком, быть ему полезной. Мне кажется, что и он охотно поддерживает эти мои стремления. Дорогой батюшка, чем разумно уравновесить, урезонить такое во мне «неканоническое» увлечение?

Мой опыт подсказывает мне, что при таком разрыве в возрасте обычно через некоторое время семья распадается. Что касается встреч, то от них растет взаимная привязанность, которая может доставить в будущем много скорби и боли. Поэтому, я думаю, лучше выбрать друга-ровесника или человека старше Вас на несколько лет.

 

Идет второй год со дня гибели близкого человека. Я люблю его спокойно, без истерик; помню всегда и живу через призму этих ощущений. Грешно ли это?.. Я не ропщу, я приняла волю Господа, но мир вокруг стал черно-белым. Мы встречаемся в снах, нечасто, но для меня это большая, светлая радость. После похорон я исповедовалась, причастилась и очень много молилась о том, чтобы душа его обрела Царствие Небесное… Уповаю на то, что произошло это, хотя он не был крещен и мы не были венчаны. Станет ли мир опять цветным, нужно ли этого желать?.. Я знаю, что уныние – грех, но можно ли считать унынием существование в изменившихся условиях?.. Я виновата в том, что мир черно-белый?

Пути Господни неисповедимы. Может быть, несчастье, постигшее нас, стало дорогой к Богу. Несчастье и страдание имеют свою светлую сторону. Они говорят человеку, как хрупко и эфемерно счастье в этом мире, и, в то же время, раскрывают перед ним другие горизонты бытия. Для усопшего Вы можете сделать больше, чем для живого. Молитва об облегчении участи умершего приносит ему облегчение и отраду. Не буду вводить Вас в область иллюзорной надежды: молитва всего мира не может заменить тайну искупления, Жертву Голгофы, Тело и Кровь Христа Спасителя – то, что приобретает человек после Крещения. Но этот луч отрады является великим утешением для усопшего, а милость Божия неизреченна. Надо любить Господа всем сердцем своим. Любовь к человеку, основанная на любви к Богу, бывает светлой и спокойной, если это даже любовь к ушедшим от нас. Но бывает другая картина: когда человек из-за любви к своему другу начинает усиленно молиться за него и через молитву входит в общение с Богом – тогда свет вечности озаряет его земную жизнь. Он не воспринимает окружающее только в черно-белых тонах, но цвета земли уже не прельщают его. Он как бы странник, который видит на своем пути красоту пейзажа, но помнит, что это чужой край. Душевная любовь выборочна. Чаще всего она останавливается на одном или нескольких лицах, которых принимает в своем сердце, а остальные остаются на периферии. Человека мало трогает, что происходит с ними. А духовная любовь не делится, не дробится: она расширяет человеческое сердце, там уже никому не тесно. И в то же время сердце принадлежит не какому-нибудь человеку, а Богу. Радость и горе, мужество и уныние – это результат не условий,– а того, что происходит в нашей душе. И счастье, и горе – внутри нас: это наше отношение к жизни. Я думаю, что Ваше состояние – это переходный этап. Чем он кончится – не знаю, это в большой степени зависит от Вас самой. Чем ближе Вы будете к Богу, тем больше утешения будет иметь тот, кого Вы так преданно любите. Но не замыкайте мир в рамки этой любви: они станут тесными, а Господь открыл перед нами вечное и бесконечное.

 

Я недавно стала женой. Мы с мужем обвенчались. Я очень люблю мужа. Несмотря на то, что знакомы мы уже 5 лет. Мне еще ни разу не пришла в голову мысль о том, чтобы провести свободное время с подругами. Каждую мою секунду я отдаю ему. Мы за 5 лет ни разу не поссорились. Мне кажется, я люблю его гораздо больше моих родителей. Когда я рядом с ним, мне ничего больше не нужно и ни один другой человек не нужен тоже. Скажите, нет ли греха в таком отношении к мужу и родителям? Я всегда о них помню и люблю, но муж занимает и в моей жизни, и в моем сердце гораздо большее место. А родные оказались как будто рядом, тогда как раньше мы были чем-то единым. Повторюсь, это не касается моего поведения, это касается только моих чувств.

Супруге естественно любить мужа больше, чем своих родителей, но эта любовь должна быть одухотворена молитвой. Она может стать греховной в том случае, если человек из-за такой любви забудет Бога.

 

Женатый (невенчанный) мужчина полюбил девушку (меня). Понял, что это – та, о ком мечтал и кого искал всю жизнь, от кого хочет детей. И она полюбила его, и приросли они друг к другу телом и душой. Он решил оставить семью. Но перед разводом решил исповедоваться. После Исповеди у него резко изменилось настроение: он готов жертвовать собой ради Бога и не уйдет из семьи. У меня как следствие – тяжелые проблемы с психическим здоровьем. 1. Является ли грехом убийство таких чувств? 2. Можно ли его поступок назвать предательством по отношению к ответственности «за тех, кого приручили»? 3. Каково отношение Православия к выражению: «Мы в ответе за тех, кого приручили» – и как оно может интерпретироваться с церковной точки зрения? 4. Кому нужно молиться, если чувствуешь, что теряешь рассудок? Также: а) что говорит Церковь о том, что истинно любящие друг друга люди воссоединяются на небесах? Так ли это? б) если нет, зачем тогда любовь? в) Православие отрицает любовь между мужчиной и женщиной? г) можем ли мы с любимым соединиться на небесах, если мы пожертвовали собой ради сохранения его семьи? д) или он там встретится со своей земной женой? е) что я могу сделать, чтобы воссоединиться с ним там? Есть ли у меня такой шанс, если я уйду в монастырь?

У Вас неправильное представление о счастье как возможности удовлетворения наших желаний и эмоций. Для христианина счастье приобретается в борьбе с собой, когда чувства подчинены разуму, а разум – долгу. Это вовсе не искушает человеческую душу, а одухотворяет ее. Под словом: «любовь» – обозначаются различные состояния, притом иногда несовместимые друг с другом. Ваша любовь основана на страсти и разукрашена Вашим воображением. Но это не духовная любовь, а порабощение страсти, и, когда страсть пройдет, Вы увидите, каким фальшивым было Ваше состояние, которое Вы называли любовью. Только в обуздании своих страстей человек приобретает свободу и способность к духовной любви, а Вы сейчас находитесь в состоянии иллюзии, и это состояние ложно. Вы пишете, что у Вас проблемы с психическим здоровьем. Но если нравственные проблемы будут правильно разрешены, то снимутся внутренние противоречия, которые создают ненормальную ситуацию и болезненное состояние. Налицо противостояние между христианской совестью и страстью; разрыв между желанием и возможностью осуществления. Если бы даже этот человек расстался со своей семьей и женился бы на Вас, то эти противоречия не исчезли бы и настоящего счастья и душевного не наступило бы. 1. «Является ли грехом убийство таких чувств?». Страсть – это аффективное и агрессивное чувство. Вы сами видите, что стали жертвой этого тирана (страсти), который захватил Вашу душу. Убийство страсти – это освобождение от плена. 2. «Можно ли его поступок назвать предательством по отношению к ответственности «за тех, кого приручили»?». С его стороны это прежде всего предательство своей собственной души, и он почувствовал это. Что касается его отношения к Вам, то надо помнить, что страсть, вырвавшаяся из-под контроля ума, делает человека слепым и всегда лжет, равное предательство по отношению к его семье совершили и Вы, так что в этом отношении вы оба квиты, и лучше упрекать не его, а себя. 3. «Каково отношение Православия к выражению: «Мы в ответе за тех, кого приручили» – и как оно может интерпретироваться с церковной точки зрения?». Это слова не Христа, а Антуана де Сент-Экзюпери. Вы не лиса из сказочки «Маленький принц». Что касается Экзюпери, то он не христиания, а гуманист, со всеми противоречиями, присущими гуманизму. Он мужественен в своей жизни и как писатель – искренен, но под его ногами нет твердой почвы. Обратите внимание на одно место из сказки «Маленький принц», где Экзюпери откровенно пишет, что звездочка, где живет принц, ему дороже всей Вселенной, то есть пусть Вселенная погибнет, только бы существовала его звездочка. В этих словах сущность страсти. 4. «Кому нужно молиться, если чувствуешь, что теряешь рассудок?» Прежде всего надо исповедоваться перед священнослужителем. Если эта Исповедь будет полной и искренней, то Вы сразу почувствуете облегчение. Все святые – это лучи Божественной любви, поэтому молитесь тому святому, имя которого подсказывает Ваше сердце. Что касается последующих вопросов, то они схожи друг с другом, и я отвечу, не разделяя их. В Царстве Небесном будут близки не те, кто испытывал друг к другу чувственную любовь, а кто стяжал благодать Духа Святого. Духовная любовь качественно отлична от душевной любви. Церковь не отрицает любовь между мужчиной и женщиной, иначе она бы отрицала брак. Но эта любовь соединена с обязательствами и ответственностью и осуществляется в том поле, которое называется семьей. Что касается вечной жизни, то Господь в Евангелии ответил саддукеям: Там не женятся и не выходят замуж, а пребывают как Ангелы (Мф.22,30). Земной брак не переходит в вечную жизнь. Господь сказал, что во время Его Второго пришествия на землю двое будут работать на поле, один возьмется, другой оставится; двое будут на одном ложе: один возьмется, другой оставится (Лк.17,34,36). Лучшее, что Вы можете сделать в той ситуации, в которой Вы находитесь, – это забыть Вашего возлюбленного. В Царстве Небесном нет страсти и эмоциональной привязанности, – там чистая любовь, но каждый получит по делам своим. Что касается монастыря, то сама монашеская жизнь – это особое призвание и религиозный максимализм. Монахиня называется невестой Христа. Идти в монастырь с целью стать в будущем невестой человека – это попасть в новую петлю внутренних противоречий. Страстная привязанность – это сильная эмоция, но редко когда она бывает продолжительной. Если Вы потерпите, то она через некоторое время начнет ослабевать. Только надо молиться не об осуществлении ее, а об изгнании ее из сердца. Пройдут годы, и Вы увидите, что это была иллюзия и болезнь души. Желаю Вам быть победительницей, а не побежденной.

 

Как соотносятся в Православии любовь к Богу и любовь конкретная, осознанная, всепрощающая, долготерпящая к конкретному, живому человеку? Возлюбить ближнего своего – не то, это можно отнести ко всем окружающим людям, вызывающим равнодушие либо неприязнь. А вот когда Любовь? Что это? Для чего? Нигде не могу найти ответа в православной литературе. Посоветуйте, что почитать, а то я постепенно прихожу к Артуру Шопенгауэру, что любовь – лишь уловка природы склонить людей к деторождению. Это не так! Нигде в Новом Завете я не нашла слов о любви к человеку, конкретному лицу, противоположному полу, речь идет только о любви к Богу. Если эту любовь к Богу осознать и прочувствовать (а я уже не так далеко от этого осознания), то возникает ощущение, что мне вообще не нужен близкий человек. Даже дорогу можно переходить на красный свет, только потому что все в руках Божиих. Зачем тогда семья, дети, да и как они возникнут без трепета любви? Получается, девушкам нужно прямиком в монастырь, ребятам – туда же. Человечество вымрет, если все будут соблюдать целомудрие пожизненно. Как же без своей половины, без волнения сердец, без этого всепоглощающего чувства?

На часть Ваших вопросов я уже ответил. Под любовью подразумеваются различные состояния и чувства человеческой души. Есть духовная любовь: это любовь к Богу и человеку – как Его образу и подобию. Эта любовь принадлежит не одному человеку, а объемлет всех людей! Святой Максим Исповедник писал: «Возлюби Господа всем сердцем своим, а людей одинаково, как бы одно лицо». Святой Василий Великий пишет, что чрезмерная любовь к одному человеку означает оскудение любви к другим. Затем идет дружеская любовь – это душевная любовь, основанная на взаимопонимании, сходстве характеров, общности интересов и так далее. Существует кровная любовь – это родственные отношения между людьми, особенно между родителями и детьми. Затем мы видим плотскую любовь между мужчиной и женщиной, где семейная солидарность соединена со страстью, но не лишена, в то же время, элементов дружеской любви. И наконец, сексуальная «любовь», которая представляет собой, на самом деле, голую страсть. Поэтому мне кажется, что у Вас плотская любовь, которую Вы хотите представить как некое всеобъемлющее чувство. Христианство открыло нам критерий духовной любви – это любовь к своим врагам. А всепрощающая и долготерпящая любовь, о которой Вы пишете,– это готовность заранее прощать и терпеть все ошибки ради удовлетворения своей страсти. На самом деле, страсть – это деградировавшая, слепая и, в определенном смысле, извращенная любовь, которая по справедливости не должна носить имя любви. Вы спрашиваете: «Для чего тогда любовь?» Правильнее было бы задать вопрос: «От чего произошла страсть?». Из книг о любви советую Вам почитать произведение святого Максима Исповедника «Сотницы о любви». Вы пишете, что не нашли в Новом Завете слов о любви человека к противоположному полу. Но ведь Евангелие не романтика. Впрочем, в Посланиях апостола Павла содержатся наставления об отношениях супругов друг к другу, причем мужу предписывается любить жену, как собственное тело. Вы пишете: «Если... любовь к Богу осознать и прочувствовать... то возникает ощущение, что... вообще не нужен близкий человек». Любовь к Богу, захватывающая душу, является основой монашества. Но только немногие способны к такой любви. Далее Вы пишете: «Даже дорогу можно переходить на красный свет, только потому что все в руках Божиих». Производить беспорядок – это вовсе не уповать на волю Божию. Вы пишете: «Зачем.., семья, дети... без трепета любви?». Но любовь супругов друг к другу надо завоевать в борьбе с эгоизмом, в исполнении обязанностей и долга друг перед другом. Поэтому в выборе супругов должны участвовать не только страстные чувства, но и разум. Семья не должна держаться только на «трепете любви», то есть на страсти,– это слишком шаткая опора. Люди, которым вчера казалось в страстном ослеплении, что они не могут жить друг без друга, завтра могут почувствовать себя чужими. Вы пишете: «Как же... без этого всепоглощающего чувства?». Как раз чувство не должно все поглощать, а давать место долгу, обязанностям и христианскому целомудрию. В противном случае человек делается слепым рабом слепой страсти. Если чувство поглотит его рассудок, то человек может совершить грех и преступление ради удовлетворения страсти. Что касается Шопенгауэра, то его пессимизм начался с того, что любимая им женщина отдала предпочтение Джорджу Байрону. Вы пишете: «Человечество вымрет, если все будут соблюдать целомудрие пожизненно». Я хочу сказать Вам, что христианское целомудрие – это не безобразие, а чувство естественной стыдливости. Оно хранит человека в чистоте до брака, а в супружестве исключает то, что стало называться «свободным сексом». Христианская семья – это благословленный Богом союз, где главной целью является деторождение.

 

 

Содержание