Сегодня:

7 октября 2022 г.
( 24 сентября ст.ст.)
пятница.

Святой Владислав, краль Сербский.

Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя Владислава Сербского (после 1264). Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Мирожской иконы Божией Матери (1198).


Еф., 226 зач., IV, 17-25. Лк., 14 зач., IV, 22-30, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25. Лк., 15 зач., IV, 31-36. Первомц.: 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Мф., 104 зач., XXV, 1-13.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Как вернуть в семью потерянную радость

Архимандрит Рафаил (Карелин)

 

Мертвая и живая вера

В Священном Писании и патристике встречаются слова: «мертвая вера» и «живая вера». Святые отцы говорят, что для спасения надо не только верить в Бога, но и верить Богу. Это значит верить, что каждое слово Евангелия несет в себе свет и истину, что промысл Божий управляет жизнью человека от его рождения до смерти, что обещания Божии неизменны и, скорее разрушатся небо и земля, чем не исполнится одно из них.

Такая вера является внутренним ориентиром, и как бы стержнем слов, стремлений и поступков человека. Она проявляется в его повседневной жизни, как бы пронизывая светом каждое мгновение его бытия. О праведном Энохе в Библии говорится: «Он ходил пред Богом». Человек, который «ходит пред Богом» чувствует себя в постоянном присутствии Божием, он помнит, что очи Божии видят глубины его сердца. Он ощущает радость в своей душе, когда исполняет волю Божию, как предвестницу небесной радости, и ощущает грех как потерю благодати, как состояние, подобное смерти.

Апостол Иаков пишет: «Вера без дел мертва, — и добавляет, — и бесы веруют».

Живая вера — это волевая, деятельная вера, которая переходит в надежду и любовь. Христианин носит на своей груди крест, который получил при крещении. Крест — это постоянная память о Голгофе, это сила, которая победила демона и ад, и, в то же время, крест — это обещание христианина исполнять волю Божию до самопожертвования и смерти. У каждого христианина есть своя голгофа, на которую он должен нести свой жизненный крест. Человеку в жизни даны испытания, которые обнаруживают то, что скрыто в глубинах его сердца; они высветляют внутренний лик души, который часто неведом для него самого. Испытания и трудности показывают, кто мы на самом деле.

В житии святых Варлаама и Иоасафа есть притча о том, как царь открывает два сундука, о содержании которых никто не знает. В одном оказывается золото, а в другом — гниль. Испытание, как ключ, открывает сокровищницу человеческой души, как луч, озаряет глубины его сердца. Что находится там, что стяжал человек, с кем он — с Христом или велиаром?

Решение оставить жизнь ребенку или убить его — одна из самых трагичных проблем нашей современности. Здесь решается вопрос: христианин человек или иуда, готовый продать за деньги Христа. Здесь обнаруживается, какая у него вера — живая или мертвая, наподобие бесовской веры. Человек при крещении через своих восприемников дает обет: «Отрицаюсь от сатаны и сочетаюсь с Христом». При детоубийстве обет крещения разорван, человек отрицается от Христа и сочетается с дьяволом-убийцей.

Нам кажется, что решение этого вопроса похоже на суд языческих судей над христианами во время гонений. Христианина спрашивали: «С Христом ты или с нашими богами? Отрекись от Христа и получишь свободу и милость цезаря, а если нет, то тебя ждут пытки и казнь». Здесь могло быть два ответа: «Для меня лучше быть со Христом в темнице, чем на пиру у Диоклетиана; для меня смерть за Христа — начало вечной жизни». И другой ответ: «Я отрекаюсь от Христа, и готов исполнить повеление цезаря (сатаны — князя этого мира)».

Дьявол нашептывает на ухо родителям ребенка, что им не по силам рождение и воспитание детей, что ребенок не будет обеспечен всем необходимым, что они будут мучаться, видя его больным или голодным, что такая жизнь хуже смерти. Эти люди стараются успокоить совесть ссылками на необходимость, но они не берут в расчет самого главного — что существует Бог, Который творит чудеса, что существует Его Промысл, который объемлет мир и каждого человека. Если Господь даст жизнь ребенку, то даст средства прокормить его. Об этом говориться в Евангелии. Даже маленькие птенцы не забыты у Бога, и Он дает им пищу. Неужели ребенок хуже птенца ворона? Если родители поверят слову Божию, то увидят постоянную помощь, мы бы сказали, помощь, граничащую с чудом: чем больше они будут надеться на Промысл Божий, тем больше Он будет заботиться о них.

В Священном Писании написано: «Надежда не посрамляет». Кто решился на убийство, тот забыл, что Бог не только Творец мира, но Всемогущий Промыслитель и сама Любовь, что Он держит будущее каждого человека в Своей руке.

Детоубийца подобен отрекшемуся на языческом суде от Христа, отрекшемуся перед людьми и ангелами. Отступнику обещают много, но ничего не дают. Даже дьявол презирает предателей.

 

 

Cодержание