Сегодня:

15 декабря 2018 г.
( 2 декабря ст.ст.)
суббота.

Святой пророк Аввакум.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Разрешается рыба.

Прор. Аввакума (VII-VI до Р.Х.). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Прп. Афанасия , затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея пресвитера (1921). Сщмч. Димитрия пресвитера и прп. Веры исповедницы (1932). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского (1937). Сщмчч. Иоанна, Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмч. Данакта, Космы прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мц. Матроны (1937). Прмц. Марии (1938). Мч. Бориса (1942). Иконы Божией Матери, именуемой Герондисса.


Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13. Лк., 67 зач., XII, 32-40.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского - Часть 13

13. Сказаніе о святыхъ иконахъ, сохранившихся отъ святителя Питирима.

Изъ дорогихъ памятниковъ святителя Питирима, если что сохранилось во всей цѣлости безъ особыхъ важныхъ измѣненій, то это нѣкоторыя изъ святыхъ иконъ, яснѣйшимъ образомъ свидѣтельствующихъ о высокой жизни архипастыря Питирима и его глубокомъ благочестіи, привлекающемъ благоволеніе Всевышняго.

Скромный, воздержный, недопускавшій ни малѣйшихъ излишествъ въ отношеніи къ себѣ, истинно благочестивый пастырь любилъ и употреблялъ все стараніе, чтобы въ храмахъ Божіихъ вездѣ и всюду было видно богатство и блескъ. Онъ заботился о внѣшнемъ видѣ храма, чтобы самое зданіе вполнѣ соотвѣтствовало своему назначенію, заботился и о внутреннемъ украшеніи, дабы все, начиная отъ стѣнъ зданія, достоинствомъ и благолѣпіемъ указывало, при первомъ входѣ въ храмъ, что это жилище Бога Вышняго. Здѣсь уже для пастыря необходимо требовалось и облаченіе его самого въ величественную и богатую ризницу. Но въ отношеніи ко внутреннему благолѣпію храма самою первою его заботою было достоинство и правильность изображенія ликовъ на святыхъ иконахъ. При полномъ благоговѣніи къ святымъ иконамъ, видя въ нихъ изображенія ликовъ Спасителя, Царицы небесной и святыхъ Божіихъ, святитель Питиримъ не только въ храмахъ, но и внѣ храмовъ не могъ терпеть изображенiй на иконахъ ликовъ обезображенныхъ, нисколько не соотвѣтствовавшихъ величію и божественности лицъ изображаемыхъ. Благоговѣніе къ иконамъ и особая любовь къ нимъ, какъ говорить преданіе, еще съ детства возбудили въ Питиримѣ пламенное желаніе изучить живопись и заставили его самого заниматься писаніемъ иконъ, особенно если принуждала къ тому необходимость. Потому, какъ вполнѣ вѣроятно передаетъ преданіе, святитель, не видавши еще Тамбова, но заочно изучивши его вполнѣ со всѣми его религіозными нуждами, первѣе всего, во время пребыванія въ Москвѣ, позаботился заготовить несколько хорошихъ иконъ, которыя и привезъ Съ собою. Не извѣстно вполнѣ, на сколько былъ живописцемъ самъ святитель, но только онъ имѣлъ полное понятіе о живописи, и самъ ли написалъ онъ, или нѣтъ, но только пріобрѣлъ для Тамбова иконы вполнѣ достойной кисти, и премилосердому Господу угодно было сохранить ихъ во всей цѣлости для нашего времени. А именно, святитель привезъ съ собою въ Тамбовъ 7 святыхъ иконъ: икону распятія Спасителя, икону Божіей Матери Смоленской, двѣ иконы Казанской Божіей Матери, икону Божіей Матери Девпетерувской, икону святителя Николая — находящіяся въ соборѣ, и, по всей вероятности, икону Ильинско-Черниговской, а, по прославленію въ Тамбове, Тамбовской Божіей Матери, находящейся теперь въ Уткинской церкви.

 

 Объ Ильинско-Черниговской — иначе — Тамбовской иконе Божіей Матери менее всего сохранилось сведенiй сравнительно съ другими иконами, прославившимися въ Тамбовѣ чудесною силою. Извѣстно только, что она первая изъ всѣхъ чудотворныхъ иконъ въ Тамбовѣ прославилась особою благодатною силою, почему и получила названіе Тамбовской иконы Божіей Матери.

Уткинская церковь

Прославленіе ея относится къ 1692-му году, ко времени святителя Питирима. Ни рукописная Тамбовская лѣтопись, ни преданіе ничего не говорятъ намъ въ разъясненіе первоначальной ея исторіи. Извѣстно только по преданію, что въ концѣ прошедшаго столѣтія одинъ сильно больной, урожденецъ Калужскій, неимѣвшій долгое время употребленія ногъ видѣлъ во снѣ эту икону, по милости которой обѣщано ему было исцѣленіе. Прибывши въ Тамбовъ больной отыскалъ икону въ недавно устроенной каменной церкви архидіакона Стефана, по основателю названной Уткинскою. Икона оставлена уже была внѣ употребленiя, вслѣдствіе того, что ликъ ея уже почти совсѣмъ изгладился. Послѣ полученія больнымъ чудной помощи, икона возобновлена вновь и поставлена была въ церкви съ особымъ почетомъ, какъ икона чудотворная, и послѣ того отъ нея совершились многія другія чудесныя знаменія.

Какъ и откуда явилась она въ Уткинской церкви — не извѣстно. — Извѣстно, что около того мѣста, гдѣ находится нынѣ Уткинская церковь, въ древности и во времена святителя Питирима, была караульная изъ казаковъ, охранявшихъ городъ отъ нападенія враговъ. Въ этой караулнѣ былъ вѣстовой колоколъ, чрезъ который караульные увѣдомляли жителей крѣпости о грозящей имъ опасности, и который по снятіи взятъ былъ на соборную колокольню. Разставляя иконы на всѣхъ крѣпостныхъ вратахъ для защиты и охраненія города, благочестивый архипастырь Питиримъ, очень вѣроятно, поставилъ также и при главной караульнѣ икону Царицы небесной, небольшаго размѣра.

Въ городѣ Бѣльскѣ Смоленской губерніи, сосѣднемъ съ Вязьмою, въ соборномъ храмѣ была чудотворная икона Ильинско-Черниговской Божіей Матери, особо уважаемая не только въ уѣздѣ Бѣльскомъ, но и въ прилегавшихъ къ нему уѣздахъ, и къ ней было значительное стеченіе народа изъ окрестныхъ мѣстъ. По преданію, она прославилась первоначально не обыкновеннымъ спасеніемъ жителей города отъ вражескихъ нападеній Литовцевъ. Не имѣя никакихъ средствъ къ защитѣ противъ сильныхъ враговъ, жители Бѣльска съ полною вѣрою прибѣгли съ молитвами къ Царицѣ небесной и вынесла чудотворный образъ Черниговской Божіей Матери на поклонную гору въ виду непріятелей. Пораженные слѣпотою вражескіе полки преклонились предъ святою иконою и пошли въ обратный путь, не причинивъ никакого зла жителямъ и оставивъ только на память по себѣ грядущимъ поколѣніямъ слѣды своего нападенія въ воинскихъ станахъ и земляныхъ укрѣпленіяхъ на значительномъ протяженіи.

 Живя въ Вязьмѣ, святитель, безъ всякаго сомнѣнія, имѣлъ полное свѣдѣніе объ этой иконѣ и исполненъ былъ къ ней самаго глубокаго уваженія. Посему, готовя иконы для Тамбова, особенно имъ уважаемыя и особенно прославленныя, очень вѣроятно, снялъ точную копію и съ Бѣльской иконы для защиты Тамбова, еще не свободнаго отъ вражескихъ нападеній и, по прибытіи въ Тамбовъ, поставилъ ее, чудную защитницу города Бѣльска, при самомъ охранительномъ пунктѣ Тамбова, повѣряя ей защиту, врученнаго ему Богомъ города. Что за чудо совершилось оть этой иконы въ Тамбовѣ, въ первый разъ, при святителѣ Питиримѣ, –неизвѣстно. Самая главная икона Черниговской Божiей Матери, съ которой снята копія въ Бѣльскѣ, находясь въ обители Ильинской, прославилась также чудною защитою обители при нападеніи враговъ. Вероятно, и въ Тамбовѣ совершилось что-либо подобное. Безъ сомнѣнія, вслѣдствіе этого собственно чуда около караульни во времена святителя поставлена была церковь во имя святыхъ апостоловъ Петра и Павла и въ ней поставлена была чудотворная икона. Но съ теченіемъ времени, по смерти святителя, чудо отъ иконы забылось и икона, по нерадѣнію объ ней предстоятелей церкви, вслѣдствіе холодности жителей легко потеряла ликъ.

Когда вмѣсто деревянной Петропавловской церкви въ 1778 году построена была купцомъ Уткинымъ новая каменная церковь, посвященная святому первомученнику и архидіакону Стефану, а прежняя деревянная Петропавловская перенесена была на кладбище, чудная икона Царицы небесной перешла въ новую церковь, но за потерею лика попала въ чуланъ, гдѣ и была найдена, по указанію Божію, получившимъ отъ нея чудную помощь лишеннымъ движенія больнымъ. Празднованіе этой иконѣ, во имя и въ честь которой въ 1835 году въ Уткинской церкви устроенъ особый придѣлъ, бываетъ 16 апрѣля. Было ли это число днемъ прославленія собственно Тамбовской иконы, неизвѣстно. 16-го же числа апрѣля празднуется и въ Бѣльскѣ тамошней чудотворной Ильинско-Черниговской иконѣ Божіей Матери. Очень вѣроятно, что днемъ празднованія обѣимъ этимъ иконамъ, такъ какъ дни собственнаго ихъ прославленія забыты, положенъ день прославленія главной первообразной иконы Ильинско-Черниговской, которая въ 1662 году начиная съ 16 апрѣля до 24-го, въ теченіе 8 дней, проливала слезы, видѣнныя почти всѣми жителями города Чернигова.

Въ соборѣ есть еще точная копія съ Ильинско-Черниговской-Тамбовской иконы Божіей Матери, письма такъ же древняго, какъ и самый подлинникъ Тамбовскій; на этой иконѣ замѣчательно то, что въ подписи, сделанной на серебряномъ окладѣ ея, самый годъ прославленія Тамбовской иконы смѣшанъ съ годомъ прославленiя иконы Ильинско-Черниговской.

Икона Тамбовской Божіей Матери, какъ ни мало извѣстна ея исторія, первая прославившаяся во времена святителя Питирима, первая служитъ и доказательствомъ особаго благоволенія Божія къ благочестивому архипастырю. Хотя и неизвестно намъ чудное событіе, совершившееся отъ иконы во время святителя, но во всякомъ случаѣ мы должны предположить, что это не было какое-либо частное чудо, но относилось къ цѣлому городу и, признанная особою защитницею Тамбова, Царица небесная видимо показала свою материнскую заботливость о томъ городѣ, объ устроенiи благополучія коего употреблялъ всѣ свои усилія добрый и вѣрный пастырь Питиримъ. Дальнѣйшее проявленіе чудесной силы отъ иконы еще болѣе подтверждаетъ вполнѣ основательную догадку. По не радѣнію и холодности отставшихъ отъ спасительныхъ уроковъ святителя жителей Тамбова, икона Тамбовской Божіей Матери прекратила временно свои благодатныя дѣйствія, подобно нѣкоторымъ другимъ чудотворнымъ иконамъ святителя, но по молитвамъ угоднаго Богу мужа опять открылась чудодѣйственная сила отъ иконы Тамбовской Божіей Матери, и Царица небесная, въ лицѣ своей иконы, по желанію и вѣрѣ святителя, явилась истинною защитницею и покровительницею столько же частныхъ семействъ и лицъ въ городѣ, сколько и всего, вообще города среди разныхъ предстоявшихъ ему и посѣщавшихъ его несчастій.

 

Икона распятия Спасителя

Икона распятія Спасителя, со стоящими при крестѣ Божіею Матерію и Іоанномъ Богословомъ, хранитъ при себѣ драгоцѣнную надпись, сдѣланную еще во время святителя, ясно указывающую на ея исторію. «Лѣта 7194 апрѣля въ 13 день поставилъ сей образъ распятія Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа на градскихъ вратахъ Преосвященный Питиримъ, Епископъ Тамбовскій на поклоненіе всему православному христіанству». Икона писана на полотнѣ и имѣетъ въ вышину 3 аршина, а въ ширину два. Поставлена она была на крѣпостныхъ, градскихъ вратахъ, при выходе изъ крѣпости въ самую населенную слободу Пушкарскую. Отсюда перенесена въ соборъ и стоить теперь въ нижнемъ соборномъ храмѣ, съ сѣверной стороны, на стѣнѣ, въ придѣлѣ Смоленской Божіей Матери.

Объ этой собственно иконѣ есть прямое преданіе, что она написана самимъ святителемъ. Если въ этой иконѣ не видно особой художественной отдѣлки, то во всякомъ случаѣ она показываетъ въ живописцѣ хорошее пониманіе живописи и главнымъ образомъ умѣнье представить изображеніе въ полномъ соотвѣтствіи изображаемому, такъ что при взглядѣ на образъ, мы поневолѣ проникаемся самымъ благоговѣйнымъ чувствомъ, достойнымъ креста Господня. О чудодѣйственной силѣ этой иконы ничего не извѣстно, но она, тѣмъ не менѣе, находится въ особомъ уваженіи у жителей города, и каждый , благочестивый молитвенникъ, приходя въ соборъ, за непремѣнный долгъ поставляетъ для себя вознести особыя сердечныя моленія къ пострадавшему ради насъ Господу предъ этою святою иконою. Потому цѣль написанія святителемъ этой иконы не престаетъ достигаться и доселѣ: не только со всѣмъ благоговѣвіемъ не забываютъ возносить предъ нею свои молитвы всѣ православные христіане, но всякій, среди искренней, сердечной молитвы, живо отпечатлѣвая въ душѣ крестныя страданія за насъ Господа, проникается глубокимъ сознаніемъ собственныхъ своихъ согрѣшеній.

 

Икона Смоленской Божіей Матери, по преданію, есть точная копія съ подлинной чудотворной иконы Смоленской Божіей Матери Одигитріи, написанной святымъ Евангелистомъ Лукою и находящейся въ соборномъ кафедральномъ храмѣ города Смоленска. По особому, глубокому уваженію къ чудной Смоленской Заступницѣ, святитель Питиримъ, готовясь на кафедру Тамбовскую, поставилъ за особый священный долгъ для себя сдѣлать собственный и вѣрный снимокъ съ Смоленской чудотворной иконы на благословеніе Тамбова и вмѣстѣ съ собою привезъ дорогую и вѣрную копію въ Тамбовъ. Съ дѣтства изучивъ вполнѣ чудныя знаменія Смоленской иконы Божіей Матери и проникнутый къ ней особою живою вѣрою, благочестивый архипастырь, переселяясь изъ Смоленска, не хотѣлъ быть вдали отъ чудной Заступницы и вмѣстѣ желалъ съ копіею иконы перенести изъ Смоленска въ Тамбовъ особое благоволеніе и благословеніе Смоленской Заступницы. Крѣпкая, живая вѣра благочестиваго мужа не осталась тщетною. Смоленско-Тамбовская икона Божіей Матери Одигитріи прославилась въ Тамбовѣ чудными благодатными знаменіями и содѣлалась для Тамбовцевъ въ полномъ смыслѣ ихъ покровомъ и утѣхою въ разнообразныхъ обстоятельствахъ жизни, помощницею и утѣшительницею въ скорбяхъ и нуждахъ, цѣлительницею различныхъ немощей.

Исторія Смоленской иконы Божіей Матери очень сходна съ исторіею иконы Божіей Матери Тамбовской. Пока живъ былъ святитель Питиримъ, прибѣгавшій особенно къ Смоленской Заступницѣ, икона ея была въ особомъ благоговѣйномъ почитаніи у жителей Тамбова. Тамбовцы въ полномъ смыслѣ видѣли въ ней свою заступницу и покровительницу и къ ней прибѣгали съ полнымъ усердіемъ и вѣрою во всѣхъ нуждахъ и обстояніяхъ; но со смертію святителя вѣра и усердіе ослабѣли, икона пришла въ небреженіе. По сломкѣ прежняго деревяннаго соборнаго храма, вѣроятно употребленнаго на надстройку каменнаго храма, изъ прежняго храма всѣ иконы и вся утварь были вынуты; и такъ какъ въ новомъ храмѣ, кромѣ придѣла, освященнаго святителемъ, не было еще иконостаса, то въ ожиданіи отстройки нижняго храма, иконы и утварь были положены въ сѣверо-западномъ углу храма; вмѣстѣ съ другими попала туда и Смоленская икона Божіей Матери, какъ икона обыкновенная. Отъ долгаго лежанія въ небрежности она почти потеряла ликъ. Но, по молитвамъ святителя, премилосердому Господу угодно было снова воздвигнуть чудную икону Заступницы, къ которой такъ,много было усердія и вѣры угоднаго Ему мужа, и, къ утешѣнiю гражданъ Тамбовскихъ прославить ее особою благодатною силою. Достойно замѣчанія, что посредникомъ прославленія иконы является благоговѣйный ея чтитель и хозяинъ — святитель Питиримъ.

Первое чудо вновь прославленной иконы совершилось въ домѣ незабвеннаго для собора и Тамбова благотворителя, 1-й гильдіи купца и фабриканта, Матвѣя Алексѣевича Малина, который изъявилъ усердіе довершить великое дѣло достойнаго основателя соборнаго храма, святителя Питирима, неуспѣвшаго закончить постройки каменнаго собора. — У сына М.А. Малина, 1-же гильдіи купца, Николая Матв. Малина, жена Александра Павловна, въ 1817 году, была въ жестокой горячкѣ. Врачи, пользовавшіе больную, не могли оказать никакой помощи противъ жестокой болѣзни. Такъ какъ больная была при этомъ беременна, то для спасенія ея отъ смерти врачи положили совершить надъ нею трудную и страшную операцію, — истребить въ утробѣ образовавшагося уже младенца. Но Господь, по молитвамъ небесной Заступницы и по ходатайству прославляемаго Имъ угодника, святителя Питирима, избавилъ больную отъ смерти и отъ операціи, сохранилъ невредимымъ и самаго младенца, указавъ отцу больной оставленную въ небреженіи, угодную Ему и Его Пречистой Матери, благоговѣйно чтимую святителемъ Питиримомъ, Смоленскую икону Божіей Матери. Какъ только положено было совершить надъ больною операцію, отецъ ея — Малинъ, заснувъ въ великомъ горѣ и въ слезахъ, увидѣлъ во снѣ святителя Питирима, въ образѣ почтеннаго и благовѣйнаго старца, украшеннаго сѣдиною, который, утѣшая скорбнаго отца, приказалъ ему отыскать въ соборѣ опредѣленнаго размѣра и вида древнюю и чудную икону Смоленской Божіей Матери и отслужить ей молебенъ. «По молитвамъ Заступницы, сказалъ святитель, твоя больная безъ всякихъ врачеваній получить исцѣленіе отъ чудной и угодной Царицѣ небесной святой Ея иконы». — Вставши отъ сна, Малинъ немедленно бросился отыскивать указанную ему во снѣ икону и скоро отыскалъ ее въ соборѣ, въ нижней церкви, въ углу на лѣвой сторонѣ храма, посреди другихъ древнихъ иконъ и церковныхъ вещей, лежавшихъ безъ употребленія. Вслѣдъ за отысканіемъ иконы, отслуженъ былъ предъ нею молебенъ, и больная въ скоромъ времени чудесно избавилась отъ тяжкой болѣзни и сдѣлалась совершенно здорова. Не смотря на то, что время родовъ еще не приспѣло, больная, по милости Царицы небесной, какъ бы во избѣжаніе готовившейся операціи, благополучно разрѣшилась отъ бремени, какъ только совершенъ былъ молебенъ предъ чудною иконою. Родившаяся дѣвочка, несмотря на преждевременное появленіе на свѣтъ была здорова и возросла благополучно.

Въ благодарность за чудесное спасеніе жены и дочери, Н.М. Малинъ возобновилъ икону безъ малѣйшаго отступленія отъ прежняго ея вида и предположилъ было сдѣлать на нее богатую сребропозлащенную ризу, но не исполнилъ обѣта. Почему, спустя 12 лѣтъ по совершеніи чуда, Царица небесная слѣдующими укоризненными словами напомнила въ сонномъ видѣніи чудесно спасенной ею Малиной о данномъ и неисполненномъ ею обѣтѣ: «Что же ты забыла свой обѣтъ, который дала добровольно по чувству благодарности, и доселѣ не сдѣлала Мнѣ обѣщанной ризы». По разстроившимся денежнымъ обстоятельствамъ, Малины, при всемъ своемъ желаніи, не могли осуществить прежняго своего обѣта, и, въ исполненіе воли Царицы небесной, сдѣлали на икону сребропозлащенный вѣнецъ. Но воля Царицы небесной относительно достойнаго украшенія чудной Ея иконы не осталась невыполненною: явилась другая усердная благожелательница, носившая ту же фамилію, Тамбовская купчиха, Устинья Саввина, которая украсила икону богатою сребропозлащенною ризою.

Святитель Питиримъ, указавшій съ особымъ благовѣніемъ чтимую имъ и имъ же написанную на благословенье Тамбова, чудную икону Смоленской Божіей Матери, возобновилъ въ памяти народной начальное ея къ нему отношеніе, потому, по ея возобновленiи, положено было поставить ее противъ гробницы святителя. Но глубокое уваженіе къ памяти святителя, а съ другой стороны постоянно усиливающееся уваженіе къ прославляемой чудотвореніями Смоленской иконѣ Божіей Матери впослѣдствіи времени измѣнили прежній планъ, побудивъ въ честь Смоленской Божіей Матери, празднуемой 28 іюля, освятить особый придѣлъ въ честь Смоленской Божіей Матери въ нижнемъ соборномъ храмѣ, а вмѣстѣ съ тѣмъ перенести и икону въ иконостасъ на настоящее мѣсто. Предполагали было посвятить Смоленской иконѣ Божіей Матери тотъ самый придѣлъ, въ которомъ почиваетъ святитель Питиримъ, но Царицѣ небесной не угодно было измѣнять плана святителя, который въ теченіе жизни на святительской кафедрѣ, вмѣстѣ съ подражаніемъ преподобному Прокопію, старался подражать, также и великому Миръ-Ликійскому угоднику и чудотворцу и, избравъ его своимъ покровителемъ и защитникомъ, благоволилъ самъ освятить придѣлъ во имя святителя Николая, тутъ за амвономъ устроивъ для себя могилу и возлегъ подъ его покровомъ.

Придѣлъ въ честь Смоленской иконы Божіей Матери освященъ былъ съ лѣвой — сѣверной стороны храма и здѣсь въ иконостасѣ поставлена была чудная икона между иконою Спасителя въ придѣльномъ храмѣ и иконою Благовѣщенія въ главномъ храмѣ. Не безъ промысла Божія день смерти святителя послѣдовалъ въ день празднованія Смоленской иконѣ Заступницы, къ которой святитель имѣлъ особое благовѣйное уваженіе; не безъ промысла Божія и по смерти его празднованіе чудной иконѣ собственно въ Тамбовѣ соединилось съ празднованіемъ памяти святителя. Празднование Смоленской иконѣ совершается 28 іюля, когда, главнымъ образомъ, со всею торжественностію празднуется и память святителя; за тѣмъ 1-го марта воспоминается первое благодатное явленіе означенной иконы въ Тамбовѣ, когда вмѣстѣ съ тѣмъ, воспоминается достопамятный пріѣздъ на паству святителя Питирима. Поминая святителя и вмѣстѣ вознося искренныя, сердечныя мольбы предъ чудною его иконою Заступницы, благочестивые богомольцы какъ бы продолжаютъ усердныя мольбы святителя предъ особо уважаемою имъ иконою Заступницы.

Икона Смолевско-Тамбовской Божіей Матери, по примѣру настоящаго подлинника, находящегося въ городѣ Смоленскѣ, представляетъ Божію Матерь въ полроста, равно какъ и ея Божественнаго Сына; правая рука ея приподнята у груди съ раскрытою дланью, лѣвая поддерживаетъ Младенца Іисуса. Нѣсколько наклоненная, глава ея и тихій умилительный взоръ покоятся на возлюбленномъ Сынѣ. Верхняя одежда Богоматери цвѣта темно-коричневаго, другая подъ нею — темно синяго. На Спасителѣ одежда темно-зеленая. Величина иконы: 1 аршинъ въ длину и ¾ аршина съ 2-мя вершками въ ширину. Живопись копіи величественна. При взглядѣ на икону невольно возбуждается благоговѣйный трепетъ, какъ при созерцаніи подлиннаго и живаго изображенія Царицы небесной съ Ея Божественнымъ Сыномъ.

 

Казанская икона Божіей Матери, называемая Казанско-Тамбовскою въ отличіе отъ другой Казанской — надворотной, написана также тщаніемъ святителя Питирима, если только не имъ самимъ. Казанская икона Божіей Матери, бывшая при полкахъ защитника Россіи, князя Пожарскаго, въ 1612 году, не только почитается спасительницею Россіи отъ ига чуждаго, — Литвы и Поляковъ, но и защитницею православія отъ угрожавшаго гнета католичества, и потому какъ защитница и спасительница Россіи въ самую тяжкую и трудную годину почитается у насъ болѣе всѣхъ чудотворныхъ иконъ Божіей Матери.

Святитель, желая поручить свой городъ покрову Царицы небесной, за долгъ поставилъ послѣ Смоленской Заступницы пріобрѣсти и икону Казанской Божіей Матери, защитницы и покровительницы всей православной Россіи, и написалъ даже двѣ таковыхъ иконы — одна изъ нихъ, о которой собственно мы говоримъ, подобно Смоленской иконѣ Божіей Матери, поставлена была во храмѣ, именно — въ верхнемъ храмѣ деревяннаго собора, въ придѣлѣ святителя Николая. Размѣръ иконы не много и собственно только въ длину, уступаетъ величественной иконѣ Смоленской Божіей Матери. Эти двѣ, какъ по живописи, такь и по размѣру, величественныя и благолѣпныя иконы были въ полномъ смыслѣ достойнымъ украшеніемъ древняго соборнаго храма и какъ иконы особенно замѣчательныя были убраны по древнему обычаю благолѣпными пеленами.

Живопись Казанской иконы не уступаетъ въ достоинствѣ живописи Смоленской иконы, только лице Спасителя, кажется, не много не соответствуетъ по выполненію достоинству изображенія Царицы небесной.

Казанская икона ознаменовалась особо замѣчательнымъ, чуднымъ событіемъ въ 1695 году, въ декабрѣ, на день святителя Николая, о чемъ говорили мы въ жизнеописаніи святителя. Какъ по своей замѣчательности, такъ и по особому отношенію къ жизни незабвеннаго архипастыря и къ судьбѣ цѣлой епархіи, чудное событіе отъ иконы не только увѣковѣчилось на страницахъ Тамбовской лѣтописи, но и сохранилось въ записяхъ архіерейскаго дома, и икона никогда не выходила изъ особаго, глубочайшаго къ ней уваженія не только у жителей Тамбова, но и у всей Тамбовской паствы.

По смерти святителя, осиротевшая паства въ ней одной находила для себя все утѣшеніе, не переставая во всѣ времена прибѣгать къ ней въ минуты скорби общественной и частной, прося предъ нею благодатной помощи Царицы небесной въ различныхъ нуждахъ и обстояніяхъ и, по силѣ веры и усердія, получая себе благовременную помощь. Несмотря на воспрославленіе Тамбовской и Смоленской иконъ Божіей Матери и чудныя знаменія отъ другихъ чудотворныхъ иконъ Божіей Матери въ Тамбове, Казанская икона и доселе предъ всѣми иконами пользуется большимъ почетомъ въ Тамбовѣ. Во всякихъ нуждахъ, во всякихъ болѣзняхъ и скорбяхъ ишущіе небесной помощи, благочестивые Тамбовцы, обращаясь съ молитвами къ ближайшему своему молитвеннику и ходатаю предъ Богомъ, святителю Питириму, обращаются всегда, вмѣстѣ съ тѣмъ, съ усерднымъ моленіемъ и къ чудной иконѣ Казанской Божіей Матери, прося предъ ликомъ ея о благодатной помощи Царицы небесной. Молебны предъ этою иконою служатся не умолкаемо въ соборѣ вмѣстѣ съ панихидами по святителѣ Питиримѣ. — Соотвѣтственно времени общаго празднованія Казанской Божіей Матери 8 іюля, — времени перваго чуднаго ея явленія въ Казани, и 22 октября, времени особаго ея прославленія въ защищеніи и спасеніи всей православной Россiи, въ оба эти дня и особенно 22 октября, когда въ Тамбовѣ бываетъ ярмарка, бываютъ особый стеченія богомольцевъ въ соборный храмъ къ Казанской иконѣ для служенія молебновъ. Но самое значительное стеченіе бываетъ собственно въ день чуднаго прославленія Тамбовско-Казанской иконы, 6 декабря, (о чемъ сказано выше, по случаю болѣзни святителя Питирима) въ день празднества святителя Николая, когда въ соборѣ бываетъ особое торжество, по случаю престольнаго праздника въ честь угодника Миръ-Ликійскаго.

Икона Тамбовско-Казанской Божіей Матери стоитъ въ иконостасѣ нижняго соборнаго храма въ параллель съ иконою Смоленской Божіей Матери, противъ праваго клироса, между иконою Божіей Матери въ придѣльномъ храмѣ святителя Николая и иконою Спасителя въ главномъ храмѣ Благовѣщенія. Здѣсь поставлена была, по всей вѣроятности, самимъ святителемъ Питиримомъ, по освященіи имъ въ каменномъ соборномъ храмѣ придѣльнаго храма въ честь святителя Николая. По особому уваженію къ иконѣ, послѣ замѣчательнаго отъ нея чуда изліянія слезъ, она обложена была еще преосвященнымъ Питиримомъ серебряными вызолоченными листами, какъ было въ обычаѣ въ то время; послѣ того риза вызолочена была вновь и сдѣланы были надписи на финифти; а внизу иконы на деревянной вызолоченной доскѣ написанъ умилительный тропарь Казанской Божіей Матери. Особое благоговѣйное уваженіе къ иконѣ украсило ее разноцвѣтными дорогими камнями, сіяющими на оплечьи въ величественной звѣздѣ и особенно въ вѣнцѣ и въ коронѣ. Въ недавнее время, по завѣщанію одной благочестивой жены, имѣвшей особое уваженiе къ иконѣ, вся риза ея украсилась серебряными, съ камнями разныхъ цвѣтовъ, звѣздочками [37].

 

Девпетерувская икона Божией Матери

Икона Девпетерувской Божіей Матери, или Божіей Матери Питиримовской, была постоянною свидѣтельницею всѣхъ подвиговъ святителя. Предъ нею протекла вся его чистая, свѣтлая, угодная Богу жизнь, предъ нею возносились его искреннiя, пламенныя, денныя и нощныя моленія. Предъ нею не разъ испытывались внутреннія боренія и возносились къ небу вздохи среди невыносимыхъ тугъ сердечныхъ. — Это была самая завѣтная святыня для святителя, ни съ чѣмъ несравнимая для него драгоцѣнность, которую онъ могъ завѣщевать только тому, кто ближе всѣхъ былъ къ его сердцу.

По преданію, Девпетерувская икона Божіей Матери была дана ему родителями на благословеніе и никогда не разставалась съ нимъ ни во время пребыванія его въ обители, ни во время его управленія Тамбовскою паствою. Не имѣя привязанности ни къ чему земному, святитель не дорожиль ни чѣмъ изъ родительскаго наслѣдія, заключивъ все свое богатство въ святой иконѣ. Готовясь оставить міръ, святитель завѣщалъ свою драгоцѣнность любимому имъ соборному храму, гдѣ всякій чтитель его памяти и всякій членъ его паствы могъ возносить свои моленія предъ нею.

По преданію, икона Девпетерувской Божіей Матери, никогда неразстававшаяея въ жизни со святителемъ, по смерти его сопутствовала его тѣлу, вынесенному въ соборный храмъ, гдѣ и осталась, по завѣщанію святителя, съ его тѣломъ, погребеннымъ въ соборѣ.

Подобно Казанской Божіей Матери она сохранилась во всей цѣлости и неприкосновенности и сначала стояла около гробницы святителя, гдѣ сосредоточены были всѣ достойные памятники благочестиваго мужа, но послѣ, когда въ началѣ нынѣшняго столѣтія отдѣланъ былъ верхній храмъ, неизвѣстно когда и кѣмъ и даже по какому случаю, перенесена была въ верхній соборъ и поставлена на горнемъ мѣстѣ. Какая бы ни была причина удаленія иконы отъ мощей святителя, только перенесеніе это послѣдовало по причинѣ забытія о принадлежности иконы и послужило поводомъ къ прославленію иконы и къ возобновленію несомнѣннаго о ней преданія. — Достойно замѣчанія, — и здѣсь посредникомъ прославленія чудной иконы является также самъ ея владѣтель, святитель Питиримъ, а еще болѣе того достойно замѣчанія, что за прославленіемъ иконы, составлявшей принадлежность святителя послѣдовало тутъ же особое прославленіе его самого, и чудеса святителя, содѣлавшись гласными, полились обильною рѣкою.

Чудесное знаменіе отъ иконы Девпетерувской послѣдовало въ половинѣ 1832 года; съ конца того же года, именно съ ноября мѣсяца гласно, вполнѣ видимо и ощутительно для всѣхъ, стали совершаться дивныя и необыкновенныя чудеса отъ святителя, о которыхъ сподобившіеся дивной благодатной помощи стали считать за долгъ для себя объявлять предстоятелямъ соборнаго храма для должной записи, опасаясь молчаніемъ показать свою небрежность и неблагодарность къ Богу и къ св. прославляемому Имъ Угоднику и вмѣстѣ съ тѣмъ навлечь на себя достойное наказаніе отъ Господа за сокрытіе дѣла Божія.

По несправедливому оклеветанію одинъ изъ Тамбовскихъ гражданъ попалъ въ острогъ и готовился уже къ ссылкѣ въ Сибирь. Къ оправданію невинно осужденнаго и къ измѣненію готовившейся ему участи не представлялось никакихъ средствъ. Несчастная жена несчастнаго мужа, не имѣя надежды на человѣческую помощь, возложила все свое упованіе на Господа и на Царицу небесную и молила о благодатной защитѣ и помощи. Святитель Питиримъ, какъ нѣкогда строителю собора Малину, въ видѣ благолѣпнаго и благоговѣйнаго старца, явился во снѣ скорбной женщинѣ и, утѣшая ее небесною помощію, велѣлъ отыскать ей въ соборѣ икону Девпетерувской Божіей Матери, представивъ при этомъ самую икону, и приказалъ отслужить предъ нею молебенъ. За тѣмъ прибавилъ: «по молитвамъ небесной Заступницы мужъ твой будетъ оправданъ и избавится отъ наказанія». Женщина исполнила приказаніе явившагося, и мужъ ея дѣйствительно былъ признанъ невиннымъ и выпущенъ изъ острога. Послѣ того въ благодарность мужъ и жена снова поставили себѣ за долгъ сходить въ соборъ и отслужить молебенъ Девпетерувской Божіей Матери. Въ ночь опять явился святитель женщинѣ и сказалъ ей, что икона эта принадлежитъ святителю Питириму, была прежде у него въ его домѣ — собственно въ его молельнѣ, и по смерти вмѣстѣ съ его тѣломъ, по его распоряженію, принесена была въ соборъ.

Когда мужъ и жена явились въ соборъ и стали просить отслужить молебенъ Божіей Матери Девпетерувской, правившій въ то время чреду, протоіерей Телятинскій спросилъ ихъ о причинѣ, заставлявшей обращаться къ извѣстной иконѣ, и они обстоятельно разсказали какъ о чудѣ, съ ними совершившемся, такъ и о чудныхъ явленіяхъ благолѣпнаго старца, въ которомъ, по портрету святителя надъ его гробницею, они узнали свят. Питирима, и вмѣстѣ о разсказанной имъ исторіи иконы. Послѣ того нашли болѣе приличнымъ чудную икону Девпетерувской Божіей Матери взять изъ верхняго храма и поставить въ нижнемъ собственно при гробницѣ святителя.

Такимъ образомъ, по особой волѣ Царицы небесной, чудная Ея икона опять явилась при святителѣ. Она стоить въ головахъ гробницы святителя. Предъ иконою горитъ неугасимая лампада и прибѣгающіе съ молитвою о помощи къ святителю, беря масло изъ его лампады для мазанія больныхъ членовъ и также для питія, берутъ масло и изъ лампады Девпетерувской иконы Божіей Матери съ особою вѣрою въ чудную икону Царицы небесной.

Икона Девпетерувской Божіей Матери — рѣдкой кисти. Божественная Матерь съ какою-то небесною улыбкою смотритъ на Божественнаго Сына-Младенца, весело и спокойно лежащаго на Ея рукахъ. Колоритъ красокъ необыкновенно свѣжъ и почти не потемнѣлъ нисколько. Размѣръ иконы невеликъ. Подобно Казанской иконѣ, Девпетерувская обложена серебряными, позлащенными листами, только съ кольцеобразной на нихъ чеканкой, придающей особую красоту отдѣлкѣ. — По очерку полууставныхъ литеръ подписи и кольцеобразной чеканной работѣ, полагаютъ, что икона Девпетерувской Божіей Матери написана и украшена ризою въ концѣ 15-го или въ началѣ 16-го столѣтія. Если выводъ справедливъ, то можно полагать, что эта была фамильная икона, перешедшая къ святителю по наслѣдству отъ благочестивыхъ его предковъ.

По равно близкому и совершенно одинаковому почти отношенію къ святителю Смоленской и Девпетерувской иконы Божіей Матери, имъ празднуется вмѣстѣ, 28 іюля, и при помазаніи елеемъ во время всенощнаго бдѣнія, а также во время торжественнаго служенія молебна послѣ литургіи на память святителя Питирима выносится на аналоѣ Девпетерувская Божія Матерь и къ ней прикладываются. Но кромѣ того 29 февраля, когда бываетъ высокосный годъ, Девпетерувской Божьей Матери бываетъ особое торжественное служеніе, при чемъ бываетъ и значительное стеченіе народа. Въ случаѣ же простаго года празднованіе Девпетерувской Божіей Матери опять сливается съ праздновавіемъ Божiей Матери Смоленской и бываетъ 1 марта.

Такъ какъ при гробницѣ святителя Питирима устроенъ особый иконостасъ, то икона Девпетерувской Божіей Матери, имѣющая небольшой размѣръ для симметріи съ иконами иконостаса, вставлена въ средину иконы, представляющей лики ангеловъ, окружающихъ чудную икону заступницы. Вся икона, въ которую вставляется образъ Девпетерувской Божіей Матери, украшена богатою, сребропозлащенною, чеканною ризою. Уважаемая сама по себѣ, какъ ознаменнованная особою чудною благодатною силою, икона Девпетерувской Божіей Матери уважается особо по ея отношенію къ святителю Питириму, и потому участвуетъ всегда въ особыхъ крестныхъ ходахъ и берется часто жителями въ дома для служенія молебновъ какъ въ особыхъ какихъ либо несчастныхъ случахъ, такъ и въ событіяхъ радостныхъ, для возданія достойнаго благодаренія Царицѣ небесной и просто на благословеніе и освященіе домовъ, для привлеченія благоволенія и милости Царицы небесной и вмѣстѣ угоднаго Ей благочестиваго мужа, святит. Питирима [38].

 

Вторая Казанская икона Божіей Матери, такъ называемая, надворотная, считается также не только пріобрѣтенною святителемъ Питиримомъ, но даже имъ самимъ написанною.

Въ Тамбовской крѣпости, по описанію, было двое воротъ, сѣверныя, ведущія въ Пушкарскую слободу чрезъ рѣчку Студенецъ, чрезъ который переброшенъ мостъ, и южныя, ведущія въ Покровскую слободу также чрезъ мостъ, устроенный чрезъ валъ, нарочно вырытый для огражденія крѣпости. Надъ этими вратами и стояла собственно надворотная Казанская икона Божіей Матери, какъ защитница града отъ всякихъ внѣшнихъ непріязненныхъ нападеній и какъ устроительница внутренняго благоденствія гражданъ. — Неизвѣстно, были ли во времена святителя какія либо непріязненныя нападенія на городъ, но они возможны были въ эпоху смутъ и неурядицъ въ государствѣ, въ эпоху не совсѣмъ удачной борьбы съ непріязненными обитателями Крыма; возможны были и со стороны татаръ, возможны были со стороны раскольниковъ и людей недовольныхъ правительствомъ.

Преданіе, выставляя икону, какъ истинную защитницу града, приписываетъ ей чудное знаменіе еще во время стоянія ея на вратахъ крѣпости. На ликѣ иконы есть трещина; преданіе говорить, что, при непріязненномъ нападеніи на городъ какихъ-то враговъ отечества и вѣры, когда они не имѣли успѣха въ своемъ предпріятіи, одинъ изъ болѣе отважныхъ ударилъ острымъ оружіемъ по лику иконы и сдѣлалъ замѣтную черту на ликѣ иконы. — Было ли, не было ли это событіе, во всякомъ случаѣ Казанская икона Божіёй Матери — надворотная, подобно другой Казанской иконѣ, была всегда въ особомъ уваженіи у жителей Тамбова, какъ истинная защитница и покровительница всѣхъ прибѣгавшихъ къ ней съ вѣрою.

Когда съ полнымъ обезопасеніемъ края Тамбовъ потерялъ значеніе крѣпости, сдѣлавшись просто городомъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ стало выходить изъ употребленія древнее благочестивое обыкновеніе ставить не только при вратахъ частныхъ домовъ, но и при вратахъ цѣлыхъ поселеній и городовъ святыя иконы, Казанская икона Божіей Матери, какъ и икона Распятія Христа Спасителя, сняты были съ воротъ и поставлены въ соборный храмъ. Защитница града, имѣвшая дотолѣ одно опредѣленное мѣсто, стала теперь разноситься по частнымъ домамъ гражданъ на благословеніе и освященіе; мало того, ее брали въ дома въ особыхъ несчастныхъ случаяхъ для избавленія отъ бѣдствій молитвами Заступницы и въ особыхъ благопріятныхъ обстоятельствахъ для возданія благодаренія Царицѣ небесной предъ святою Ея иконою. Не только граждане Тамбова со всею вѣрою и съ особеннымъ усердіемъ брали къ себѣ Казанскую икону Царицы небесной, но ее носили и въ прилежащія городу селенія, верстъ за тридцать и болѣе. Поэтому, благодаря этому усердію къ описываемой Казанской иконѣ Богоматери, она, подобно другой Казанской иконѣ, не была со временемъ забыта и заброшена, подобно нѣкоторымъ другимъ иконамъ, какъ напр. Смоленской иконѣ въ соборѣ и Тамбовской иконѣ Божіей Матери въ Уткинской церкви.

Среди такого усердія и уваженія къ описываемой нами Казанской иконѣ послѣдовало отъ нея чудное знаменіе благодатной силы Царицы небесной, особенно памятное по достойному благоукрашенію иконы. У бывшаго городскаго казначея Муратова въ 1804 году похищены были казенныя деньги. За растрату казенной суммы Муратовъ подвергся всей строгости законовъ и до окончательнаго разслѣдованія дѣла посаженъ былъ въ тюрьму. Не имѣя средствъ уплатить пропавшія деньги и не имѣя возможности выпутаться изъ бѣды, Муратовъ, совершенно ни въ чемъ невинный, прибѣгъ со всею вѣрою къ Царицѣ небесной и приводимый обыкновенно въ соборъ къ службѣ, за неимѣніемъ въ острогѣ особой церкви, со всею вѣрою и горячими слезами припадалъ предъ чудною иконою, и далъ обѣтъ, въ случаѣ оправданія, сдѣлать на икону дорогую сребропозлащенную ризу. Но не дожидаясь окончанія дѣла, имѣя полную вѣру въ небесную Защитницу, онъ поручилъ брату исполнить въ точности его обѣтъ и украсить достойно уважаемую имъ икону Божіей Матери. Не замедлила и помощь Царицы небесной: пропавшія деньги были чудно отысканы въ подполѣ казначейства, бывшаго въ то время въ домѣ святителя Питирима, — и невинность Муратова вполнѣ обнаружилась. Послѣ того Муратовъ, освобожденный отъ всякихъ судовъ, получилъ еще особую милость начальства, какъ невинный страдалецъ.

Послѣ чуднаго событія, содѣлавшагося вполнѣ извѣстнымъ по городу, икона Казанской Заступницы была еще въ большемъ уваженіи у гражданъ, и къ ней стали притекать съ большимъ еще усердіемъ и вѣрою. Это было причиною спасенія многихъ по молитвамъ Заступницы отъ страшной, внезапной смерти въ тяжкую и страшную годину не только Тамбова, но и цѣлой Россіи въ 1830 и 31 годахъ, когда бичъ холеры производилъ ужасныя опустошенія, исторгая внезапно изъ среды живыхъ цѣлыя сотни и тысячи людей. При недовѣріи къ медицинѣ, даже при суевѣрномъ вооруженіи противъ нея, для несчастныхъ Тамбовцевъ среди ужаснаго бѣдствія было единственное утѣшеніе — въ чудной иконѣ Казанской Заступницы. Время было такое, что не до записей было дѣло, потому многія чудныя спасенія отъ внезапной смерти чудною помощію Заступницы, послѣ обращенія съ вѣрою къ чудотворной Ея иконѣ, не вошли въ запись, сохранившись только въ благодарномъ воспоминаніи, но изъ многихъ случаевъ чуднаго спасенія отъ смерти на память записанъ одинъ случай.

Богатый помѣщикъ Огаревъ, жившій на Дворянской улицѣ, сдѣлался жертвою безпощадной болѣзни и, не смотря на постоянное присутствіе при немъ врачей, въ короткое время, дошелъ до самой крайней степени болѣзни, затѣмъ неминуемо должна была послѣдовать смерть. Видя ясно, что надежда остается только на одного Бога, сестры умирающаго обратились съ молитвою къ Царицѣ небесной и, имѣя полную вѣру въ чудную Ея икону Казанской Божіей Матери, взяли къ себѣ въ домъ изъ собора икону. Какъ только стали служить предъ нею всенощное бдѣніе, больной, сверхъ всякаго ожиданія, очнулся и пришелъ въ себя. Далѣе, во время службы послѣдовалъ съ нимъ переворотъ къ выздоровленію и затѣмъ вскорѣ онъ совершенно выздоровѣлъ.

Милость Царицы небесной чрезъ чудную Ея икону не прекратилась и послѣ надъ обращавшимися къ ней съ полною вѣрою. Такъ въ 1858 году жена бывшаго чиновника Тамбовской Казенной Палаты, А.В. Державина, А.П., долгое время страдавшая тяжкою болѣзнію, оть которой не вставала съ постели и лежала на спинѣ, когда лучшій и опытнѣйшій изъ Тамбовскихъ докторовъ не могъ оказать ей никакой помощи, какъ бы по особому, какому-то вдохновенiю вдругъ стала просить мужа взять изъ собора чудотворную икону Казанской Божіей Матери и отслужить ей молебенъ. Какъ скоро желаніе больной было исполнено, во время самаго молебна она почувствовала себя уже гораздо лучше и стала вставать, а послѣ того въ скоромъ времени сдѣлалась совершенно здоровою.

Заступница усердная въ чудной своей иконѣ является не только покровительницею частныхъ семействъ въ частныхъ ихъ нуждахъ и обстояніяхъ, но и защитницею цѣлаго города въ общественныхъ нуждахъ и бѣдствіяхъ, касающихся всѣхъ и каждаго. Для Тамбова навсегда останется памятною чудная помощь небесной Заступницы, явленная городу въ спасеніи его отъ страшныхъ пожаровъ, грозившихъ истребить его совершенно и уничтожить все достояніе гражданъ. Болѣе двухъ мѣсяцевъ жители не имѣли минуты покоя, на каждое мгновеніе ожидая опасности отъ огня, внезапно и неожиданно появлявшагося нерѣдко въ такихъ мѣстахъ, гдѣ бы всего менѣе можно было ожидать его. Уже одинъ говоръ о имѣющихъ послѣдовать несчастіяхъ совершенно убивалъ жителей и отнималъ у нихъ всякую бодрость, а постоянно повторяющіеся несчастные случаи лишали ихъ и сна, и пищи, содѣлавъ жизнь ихъ полною самыхъ тяжелыхъ мученій. Бѣдствію не видно было конца, но все миновало тотчасъ, какъ только открыто было въ городѣ торжественное молебствіе и съ чудными иконами Царицы небесной — Казанской-соборной, Тамбовской-Уткинской и Скорбящей — изъ женской Вознесенскаго монастыря обойдены были улицы и стогны города. Затихъ совершенно послѣ того ужасный говоръ и несчастныхъ случаевъ пожара ни одного уже не повторилось.

Поставленныя нѣкогда какъ знаменія особенной силы Божіей и Царицы небесной, силою вѣры угоднаго Богу мужа вызванной въ охрану и защиту города, чудныя, святыя иконы, вслѣдствіе той же силы вѣры, своимъ существованіемъ ясно свидѣтельствуютъ о продолженіи той же благодатной силы, готовой всегда проявиться надъ городомъ, если только городъ своимъ нечестіемъ не воспрепятствуетъ дѣйствію этой силы, а особенно если онъ съ своей стороны покажетъ еще особую силу вѣры и усердія ко Господу и къ Царицѣ небесной. Въ подобныхъ несчастіяхъ отъ пожаровъ, отъ которыхъ городъ не разъ былъ въ опасности и въ прежніе годы, онъ не разъ спасался заступленіемъ Царицы небесной чрезъ видимыя знаменія отъ Ея чудныхъ иконъ. Въ этомъ отношеніи слѣдуетъ припомнить страшный для Тамбова 1860 годъ, когда Тамбовцы совсѣмъ какъ бы отказались отъ своихъ жилищъ, вышедши за городъ со своимъ имуществомъ и обрекши дома свои на жертву пламени. Городъ спасся отъ опасности очевиднымъ заступленіемъ Царицы небесной. Тамъ, гдѣ съ вѣрою въ чудныя иконы Заступницы принимали къ себѣ въ домы Казанскую, или Скорбящую или Тамбовскую иконы Божіей Матери и обходили съ ними кварталы и улицы, несчастіе не коснулось жителей и ихъ домовъ даже издали; а Тамбовская икона показала чудную благодатную силу даже среди страшнаго пламени: когда сильное пламя охвативши почти всю дворянскую улицу, быстро шло къ центру города и грозило поглотить все, не поддаваясь никакимъ усиліямъ человѣческимъ, изъ Уткинской церкви, которая была въ видимой опасности, вынесена была Тамбовская икона Божіей Матери и предъ нею съ плачемъ и слезами совершенъ былъ молебенъ. Послѣ того, чудною силою Божественною, прежній вѣтеръ вдругъ измѣнился и направился обратно, на погорѣвшія зданія, съ чѣмъ открылась полная возможность дѣйствовать противъ пламени и защищать дома еще не горѣвшіе. Такъ чудесно окончилось это несчастіе.

Икона Казанской Божіей Матери находится въ настоящее время въ верхнемъ соборномъ храмѣ и стоить за первымъ отъ алтаря столбомъ, съ лѣвой стороны. — Соотвѣтственно уваженію къ иконе она была увѣшана жемчугомъ и многими драгоценностями, но при постройке каменной колокольни все это украшеніе было снято и продано въ пользу постройки. Величина иконы ¾ аршина въ длину и ½ въ ширину — ликъ иконы благолѣпный, уступаетъ несколько въ достоинствѣ живописи другой Казанской иконе.

 

Икона свт. Николая Чудотворца

Кроме чудотворныхъ иконъ Божіей Матери, въ соборѣ прославилась чудотвореніями сохранившаяся также отъ временъ преосвященнаго Питирима икона святителя и чудотворца Николая, съ изображеніемъ лика Царицы небесной съ другой, задней стороны. Икона эта стоить теперь въ нижнемъ соборномъ храмѣ, въ придѣлѣ святителя Николая, за престоломъ. Она устроена на рукояткѣ и, какъ видно, употреблялась въ крестныхъ ходахъ во времена преосвященнаго Питирима, основателя собора. Подобно иконѣ Смоленской Божіей Матери, икона святителя Николая со временем положена была также въ общій складъ старыхъ, вышедшихъ изъ употребленія иконъ, на лѣвой сторонѣ нижняго храма, была забыта, и потомъ, подобно Смоленской иконѣ Божіей Матери, также чудесно заявила о себѣ и взята была оттуда. Случай, прославившiй означенную икону, былъ слѣдующій.

Бывшій соборный священникъ Илья Васильевъ Преображенскій, отъ сильной боли головы, въ которой постоянно ощущался сильный жаръ и невыносимая стрѣльба, лишался почти зрѣнія, вслѣдствіе чего не могъ совершать службы. Болѣзнь продолжалась цѣлый годъ, — грозила явная опасность совершенно лишиться зрѣнія и мѣста, отъ котораго содержался самъ и все его многочисленное семейство. Не только самъ священникъ Преображенскій и его семейные плакали отъ грозящей имъ опасности, но и нѣкоторыя постороннія лица, отъ души, съ уваженіемъ и любовію расположенныя къ достойному по жизни пастырю, искренно соболѣзновали о немъ и его семействѣ и молили Бora не оставить его своею милостію. Одна изъ хорошо знакомыхъ священнику Преображенскому вдова чиновника, благочестивая старушка, Марфа Яковлева, служившая въ экономкахъ у почетнаго гражданина, Ив. Ант. Толмачева, проникнутая истинно-христіанскимъ состраданіемъ къ несчастному семейству, со слезами горести усердно молила Господа явить этому семейству свою милость. Послѣ такой молитвы, во время ночи она увидѣла чудный сонъ. Стоить будто она въ соборѣ, противъ иконы Георгія Побѣдоносца, за столбомъ, помѣщающимся за лѣвымъ клиросомъ, и со слезами молить Господа о дарованіи здоровья священнику Преображенскому. Во время ея молитвы, изъ угла, гдѣ лежали старыя иконы, подошелъ къ ней юноша необыкновенной красоты и спросилъ ее, о чемъ она такъ сильно плачетъ? Старушка отвѣчала: у соборнаго священника, отца Ильи, восемь человѣкъ дѣтей, самъ онъ — человѣкъ не богатый, и теперь слѣпнетъ; мнѣ очень жалко его; бѣда, если онъ ослѣпнетъ совершенно, что будетъ тогда дѣлать онъ и все его семейство?— Юноша тогда сказалъ ей: не плачь, а скажи ему, чтобы онъ отыскалъ въ этомъ углу образъ святителя Николая и отслужилъ ему молебенъ; онъ будетъ здоровъ.

Послѣ разсказа старушкою чуднаго ея сна, отыскана была икона святителя Николая, значительно потерявшая уже ликъ, и отслуженъ былъ предъ нею молебенъ святителю. Милость Божія, по молитвамъ великаго Угодника, не замедлила совершиться: священникъ Преображенскій прозрелъ и вскорѣ сделался совершенно здоровъ. Въ благодарность за чудесное изцѣленіе отъ продолжительной и мучительной болѣзни, священникъ Преображенскій возобновилъ ликъ святителя Николая, а на другой, задней стороне иконы долженъ былъ вновь написать икону Божіей Матери, такъ какъ прежде бывшая здесь икона совершенно изгладилась. (Обь иконѣ св. Николая Чудотворца есть упоминаніе и въ брошюре: «Святит. Питиримъ, втор. еписк. Тамбовскій», Воронежъ, 1872 г.).

 

 


37 Объ упомянутыхъ выше иконахъ говорится отчасти и въ брошюрѣ: «Святитель Питиримъ, втор. еп. Тамб.», Воронежъ, 1872 г., стр. 17-18.

38 Объ этой иконѣ также есть свѣдѣнія и въ упомянутой выше брошюрѣ, стр. 20-21.

 



 

 

Содержание

Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского

Рождение и детство святителя Питирима

Поступление в обитель, пребывание в ней...

Открытие епископской кафедры в Тамбове...

Назначение Питирима на Тамбовскую кафедру...

Отъезд святителя на епархию...

Пастырская деятельность святителя Питирима

Хозяйственно-экономическая деятельность святителя

Частная жизнь святителя Питирима и его добродѣтели

Послѣднее время жизни святителя Питирима

Память Святителя Питирима по смерти его

Внѣшній видъ святителя Питирима

Памятники трудовъ и благочестія святителя

Сказаніе о святыхъ иконахъ, сохранившихся отъ святителя

Чудеса отъ святителя Питирима

Примечание