Сегодня:

25 июня 2022 г.
( 12 июня ст.ст.)
суббота.

Преподобный Онуфрий Великий.

Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Разрешается рыба.

Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских (IV). Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангельские темы

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

 

НОВОЕ УЧЕНИЕ

a164m

Если бы люди не загрузили дьявола работой, ему было бы нечего делать. У него, богоненавистника, нет сил мстить Богу за [свое] свержение с небес в преисподнюю. Не смеет он, ненавистник Ангелов, нападать на Ангелов небесных, потому что опаляют они его и ослепляют своим светом, для него невыносимым. Остались для него только люди, которых Бог с особой любовью создал и поддерживал как юнейший и немощной род сотворенных разумов. Именно по причине сей величайшей Божией любви к человеку дьявол стал человеконенавистником и проникся желанием отомстить Богу, поразив человека. И потому принялся улавливать людей, но не как Христовы Апостолы — ради их спасения, а чтобы увлечь их в погибель. Как охотники ловят дичь, употребляя сладкие приманки, а когда птица попадется в сеть, то бьют ее и убивают, так и дьявол выслеживает людей. В течение многих веков вливал он свое лживое и ядовитое учение в душу и тело людей, так что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6,5), то есть всё их міровосприятие развивается вопреки небесной логике, все предпосылки ложные и все выводы смертоносные. Так враг рода человеческого сумел выстроить на земле вторую богопротивную Вавилонскую башню, но не из камней и кирпичей, а из ложных теорий. Но когда пришла полнота времени (Гал. 4,4), явился Человеколюбец, Бог Слово, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8). Точнее говоря, не для того, чтобы нечто перестроить и исправить, а чтобы сотворить все новое. И не для того, чтобы затереть дыры или приложить новую заплату к старой одежде, а чтобы облечь людей в совершенно новую одежду. Одним словом — чтобы осуществить коренную переоценку всех ценностей.

Было это в один из дней, когда за Иисусом шло множество людей с обеих сторон Тивериадского моря, и с обоих берегов реки Иордан, и отовсюду — начиная с иудейских нагорий и до цветущих Галилейских полей. Увидев такую массу народа, Иисус взошел на один из холмов, возвышавшихся над селением Магдала и впоследствии названный Горой Блаженств, — за то новое учение, которое собственными устами изрек Он на нем в тот день перед народом и Своими учениками.

 

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Одним ударом секиры под самый корень подрубает Иисус корень всех зол — гордость. Ведь гордость — это первородный грех сатаны, которым сей «отец лжи» отравлял людей с самого начала, надувал их, точно мехи, злым ветром, чтобы затем моментально повергнуть ниц, растоптать и погубить. Горделивый человек, ползая по земле, думает, что летит. Наслаждаясь самодовольством, презирает он и людей, и Бога. А нищий духом смирен, постоянно недоволен собой, стыдится себя перед другими и боится Бога. Посему и восходит он к совершенству, возрастая из-под земли, как живое семя, и поднимаясь на высоту Небесного Царства, которое для таких и предназначено. На место глупого высокомерия, которое сатана сделал основанием своей Вавилонской башни, Иисус полагает смирение и на нем созидает Свой чертог, то есть Церковь.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Слезы гасят гнев, утоляют месть, отвращают убийство, излечивают гордость, оживотворяют сердце. Смиренный полон слез, покаяния, сострадания и милосердия. Он приятен Богу, и Бог дает ему утешение как во времени здесь, так и в вечности там. А сатана учит людей не расставаться с холодным смехом, чтобы после смерти ниспали они в его мрачную обитель, где безутешный плач и скрежет зубов.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Надменные и кичливые люди, ученики сатаны, беззастенчиво отнимают чужое, грабят окружающих, приумножают свои имения, простирают господство, все дальше распространяют собственную власть, но в конечном итоге теряют всё и на Суд Божий уходят нищими. Кроткие же дороги и Богу, и людям. Им даруется и то, о чем они не просят. Наследуют они земные имения гордых и получают «новую землю», а это есть Царство Божие.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Правда — у Бога, как и истина; неправда — от дьявола, как и ложь. Алкать и жаждать правды — значит алкать и жаждать Бога. Поэтому народ, всматривавшийся на Горе Блаженств в лицо Иисуса Христа, взирал на свет воплощенной Правды и Истины — и насыщал им свою алчущую и жаждущую душу. В міре же горнем видение Его лица будет высшим и нескончаемым наслаждением.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милость — это рай в душе, немилосердие — ад. Ведь начальник ада пугал людей именно тем, что они якобы не имеют достаточно материальных благ и потому должны брать, а не подавать, то есть, насыщая эгоизм, заботиться только о себе. И потому многим даровал он адское гражданство, где плач и скрежет зубов. Милостивый же — подает, и Бог милует его, приращая достаток; и на Суде за свои милосердные дела будет он помилован от всех своих грехов.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Человеческое сердце — драгоценный óрган жизни и зеркало Бога. Но сатана превратил его в свалку всякой греховной похоти и порока. Напрасно демонизированная культура во всех своих разновидностях омывала и очищала человека лишь снаружи: смрад, исходящий от его сердечной скверны, удушил человека и увлек в преисподнюю. Небесная же логика требует прежде всего очистить именно сердце, дабы исцелилось оно от слепоты и увидело Бога. А лицезрение Бога — это и есть вечная жизнь, и царствование, и сладость, и радость, превосходящая всякую людскую мечту.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Бог есть Бог мира, а не раздора, и те, кто вносит умиротворение в среду братьев, уподобляются Богу мира и будут наречены сынами Божиими. Впрочем, подлинный мир обитает внутри — в душе, чуждой всякого раздвоения. Все внешние размолвки, ссоры и войны исходят изнутри, из раздвоенности человеческой души, из внутренней брани с Богом и с самим собой. Этого и хотел сатана. Это и сделал он с первым человеком и не переставал делать на протяжении всей истории человечества, поощряя людей к мятежу против небесной целесообразности, против Бога Слова. Христос же пришел, чтобы возвратить мир как между Богом и человеком, так и среди людей. Принес Он мир, который превыше всякого ума (Флп. 4,7). Люди смотрели в Его лицо и ощущали этот мир в своих душах.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Мір сей стал полем брани правды с неправдой. Гонители праведников на первый взгляд кажутся в этом міре победителями. Такими называет их сатана. На самом же деле победу одерживают именно те, кто изгнан за правду. Это откроется после Божия Суда, когда неправедные будут прокляты и низринуты в ад, где плач и скрежет зубов, а праведные увенчаются вечной славой и жизнью в Небесном Царстве.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Будет поносить вас сатана, носитель всякого срама и позора; воздвигнет против вас гонения он, изгнанный с небес; отверзет свои уста к злословию на вас тот, у кого вообще нет доброго слова; не перестанет лгать о вас «отец всякой лжи». И все это будет он вам делать за Меня через своих бесов или одержимых ими людей. Ведь его ненависть ко Мне соразмерна его страху передо Мной. Но вы не бойтесь, но покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7).

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Столь драгоценно перед Богом всякое воздыхание, всякая слеза и всякая капля крови праведника, что земля не способна возместить это никаким своим благом. Воздаяние сему можно обрести лишь на Небе, и причем это будет не единичная, а великая, то есть многогранная и разнообразная, награда, а таковы суть радость, и веселье, и жизнь вечная.

 

Так излагал Иисус Свое новое учение, которым потряс и землю, и преисподнюю, и человеческие сердца. Учредил Он первенство Неба над землей и Небесного Царства над царством земным. Наполнил человеческую жизнь смыслом, бодростью и весельем. Возвысил до необозримых высот все униженное и презренное. Вернул силу забытой небесной логике, чтобы люди мыслили умом Божиим.

И все то время, когда Он говорил, тысячи душ на широком зеленом поле пристально на Него взирали и, затаив дыхание, слушали. Народ дивился учению Его, живо ощущая слова состраждущего ему Человеколюбца, а не книжника.

 

Опубликовано в журнале «Светосавско Звонце». Июнь, 1969. С. 25—26.


«Творения святителя Николая Сербского (Велимировича)»
«Паломник». Москва, 2007.
Перевод с сербского С.Фонова

 

 



 

 

Содержание

Евангельские темы

Со Христом по жизни в жизнь

Нет ничего тайного

Мытарь и фарисей

Два удивления Господа нашего Иисуса Христа

Смеялся ли когда-нибудь Христос и чему он удивлялся?

Богочеловек в Иерусалиме

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Иисус перед Иерусалимом

Вопрос Пилата

Евангелие Воскресения

Богородица на смертном одре

Любовь