Сегодня:

25 июня 2022 г.
( 12 июня ст.ст.)
суббота.

Преподобный Онуфрий Великий.

Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Разрешается рыба.

Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских (IV). Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Жизнь в свете Священного Писания

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

 

a164m

1

Праведник и грешник 

«Родилась я в селе Трбушаны близ Чачака, — рассказывает нам одна умная сербская крестьянка после богослужения. — Мой отец — хорошо известный своими добрыми делами Вукоман Б. Это был Божий праведник. Еще мальчиком он вынужден был наняться на работу к одному хозяину. Служил ему целых восемнадцать лет, получая за это по дукату в год. Все это время он не менял хозяина и сэкономил 15 золотых дукатов. Затем перешел на службу к другому хозяину, опять договорившись по дукату в год. Свои пятнадцать дукатов, которые он заработал и сберег за восемнадцать лет работы, он вручил новому хозяину на хранение и остался работать у него на три года. Когда прошло и это время, он задумал жениться и создать свой дом. Сообщив об этом хозяину, он потребовал плату в три дуката за три отработанных года, а также и те 15 дукатов. Хозяин выдал ему три заработанных дуката, а о тех 15 дукатах сказал, что кто-то их у него украл и потому он не может их вернуть. Мой отец долго плакал из-за этого обмана, ругал и клял его, но не захотел обращаться с обвинением в суд. Ему все же удалось как-то построить дом, жениться, приобрести еще немного собственности, а потом еще и еще, так что стал он даже зажиточным. Родил он нас, десять детей, из которых сейчас остались в живых пятеро: два сына и три дочери. Все мы, слава Богу, живы и здоровы. Наш добрый отец и мать упокоились в старости. Вот таковы плоды праведности.

А плоды несправедливости совсем иные. Тот, кто обманул моего отца на 15 дукатов, то есть попросту украл их, тоже оставил по себе потомство. Но какое? Его дочь родилась с рукой без пальцев, а сын — слепым и с искривленным плечом.

Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы... Беззаконницы же потребятся вкупе, останцы же нечестивых потребятся (Пс. 36,25. 38).

Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет (Притч. 3, 33).

2

О, если бы ты знал!

Преподобный Серафим Саровский, великий русский подвижник прошлого века, увидел одного опечаленного брата, жалующегося на какие-то трудности. Он отвел его в сторону и сказал ему: «Имею я сообщить тебе великую тайну, которая со мной приключилась». И тогда поведал ему о том, что был взят и вознесен на третье небо, где узрел вещи несказанные. «О, если бы ты знал, любезный брат, какая радость, какая сладость и умиление ожидают душу праведника на небе, то решился бы переносить все беды сей привременной жизни с благодарностью. Видишь эту мою келью. Если бы эта келья была переполнена червями и если бы они всю жизнь поедали нашу плоть — то и тогда следовало бы на это с охотой согласиться, только бы не лишился человек той небесной радости».

Апостол Павел свидетельствует о том же самом: Знаю человека во Христе, который... восхищен был до третьего неба... был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 2.4).

Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

3

Телом стар, но духом юн

В старости, перед самой смертью, преп. Серафим сильно изнемог. Но, увидев, что монахи очень скорбят по этому поводу, сказал им: «Жизнь моя приближается к концу. Телом я чувствую себя мертвым ко всему, но духом чувствую себя юным, как будто только родился».

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 2—3).

Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше (в сербск. яз. «если кто не родится снова...»Примеч. пер.), не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3,3).

«Строй церковь!»

У одной женщины умер муж, оставив ей заложенное имение. Скопом навалились и друзья, и враги со своими исками и растащили все имущество покойного, не оставив вдовице ни гроша. Она много плакала, истязала себя ежедневными заботами, обивала пороги и, наконец, решила поехать в Саровский монастырь, чтобы испросить молитв и назиданий преп. Серафима. Подойдя к этому святому человеку, она рыдающим голосом поведала ему все свои беды и злоключения, чая от него утешения и совета. В ответ святой старец произнес лишь два слова: «Строй церковь!», благословил ее и оставил. Весьма озадаченная таким наставлением преп. Серафима, женщина вернулась домой, кипя недовольством и раздражением на этого знаменитого духовника. Какую там строить церковь, если даже на хлеб не хватает! В таком возбуждении вдова отправилась в близлежащий храм помолиться Богу. В конце Литургии, когда священник призвал приступить к Святым Тайнам говевших людей, какая-то женщина всунула своего младенца в руки вдовицы и попросила поднести ее дитя к алтарю и причастить, так как она, дескать, сейчас в нечистоте и сама не может приближаться к святыне. Вдова охотно исполнила это желание незнакомой ей матери, взяла ребенка, поднесла к солее и причастила. Вернулась — а матери и след простыл! Искала ее по всему храму и вокруг храма, расспрашивая каждого встречного, но все было напрасно. Видя себя обманутой, она в отчаянии принесла младенца к себе в дом. Горюя, она мысленно повторяла слова: «Боже, ведь я прошу Тебя помочь, а Ты только увеличиваешь мое бремя!»

Трудно было описать безысходность несчастной и голодной женщины. Не зная, что делать, она вдруг догадалась отнести дитя к уездному градоначальнику и обо всем ему рассказать. Выслушав историю этой бедной вдовицы и все ее скорби, тот сжалился над ней, выдал от себя пособие и обратился к сослуживцам с просьбой дать кто что может. Так была собрана приличная сумма денег. Сверх того градоначальник установил для нее и для ребенка постоянную ежемесячную пенсию. Об этом происшествии узнал весь город, и многие добрые люди выслали посильную помощь этой одинокой вдове. С этого времени всего у ней было с избытком. Так младенец избавил ее от всех невзгод. После этого она часто вспоминала слова прозорливого старца Серафима: «Строй церковь!»

Господь сказал: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд... Давайте, и дастся вам; И кто напоит одного из малых сих чашею холодной воды... истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Лк. 6,36.38; Мф. 10, 42).

5

Есть лучшее и среди лучшего

«Есть лучшее и среди лучшего, — говорил преп. Серафим ученому архимандриту Моисею, ректору семинарии. — Так это и под водой, и на земле, и на небе. Под водой водоросли хороши, рыбы лучше, а жемчуг — краше всего. На земле травы хороши, звери лучше, а человек — самый прекрасный. И на небесах — чин над чином, лик над ликом, сонм над сонмом». Потом он еще заметил, что это относится и к истории человеческого рода: время детства продолжалось до закона, юношеское — под законом, но егда же прииде кончина лета, то есть в зрелом возрасте, посла Бог Сына Своего Единородного (Гал. 4, 4). С этого времени и начался отсчет последних дней, которые завершатся Невечерним Светом.

Судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5,12).

6

Крайнее самоотречение

После Мiровой войны русский Валаамский монастырь перешел под власть финнов. Многие монахи спаслись бегством в Югославию, потому что не хотели принять новый календарь. Один из них, о. Герман, рассказывал нам об этом так: «Перед концом Русского Царства был среди нас один монах, постоянно твердивший: „После нашего теперешнего игумена придет игумен-еретик“. Все мы дивились таким словам. Как бы это могло быть? Но это действительно сбылось в отношении календаря. Когда наш монастырь подпал под Финляндию, финская власть навязала нам новый календарь. Мы этому воспротивились, но все было напрасно. Тогда пришел новый игумен, который принял новый календарь, а мы оттуда уехали.

На нашем Валааме, — продолжал он, — царило крайнее самоотречение при непрестанных трудах и молитвах. В обители ели только черный ржаной хлеб. Хлеба, правда, давали, сколько кто хотел, а все остальное было ограничено. По воскресным дням выдавали белый хлеб. Некоторые, получив белый хлеб, тотчас относили его болящим братьям.

Каждый монах был настолько занят трудом, что не было времени для греха и порока.

Все монастырские дела мы делали сами. На любое ремесло был у нас свой мастер. Спали мало, а работали много.

Были и молчальники, по десять или по двадцать лет не проронившие ни слова. Случалось, что два таких молчальника живут в двух соседних кельях и не знают, что они родом из одного села.

Ни у кого из монахов не было своих денег. Один скончавшийся монах явился с того света и известил нас, что не имеет мира, потому что утаил немного денег в своих одеждах. Заклинал он нас молиться Богу об умиротворении его души. Игумен повелел перетрясти всю его келью и все находящиеся в ней вещи. В одной из ряс нашли 17 копеек. Только 17 копеек — и из-за этого лишился он мира на том свете! Суть не в сумме денег, а в попрании устава и правил. Как и Ева в раю!

Было у нас пять скитов, где совершалась непрестанная, неусыпная служба. Прочитывались сотни и тысячи имен почивших — по желанию их сродников.

В большом монастыре ежедневно служились по две Литургии, ранняя и поздняя.

Приехать к нам можно было только на лодках, потому что обитель расположена на озерном острове.

Были монахи, которые, приняв Причастие, тотчас опускали голову и предавали дух.

Были и такие, которые умирали так, словно отправлялись как на званый вечер.

Всегда занятые трудом, всегда усталые, всегда истощенные — и все-таки не умолкала на устах песнь Богу.

Более трудной жизни я нигде не видел, — признался отец Герман, — и, однако же, хотел бы я больше всего проводить именно такую жизнь, чем какую бы то ни было другую на этом свете».

Сказал Господь: Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 11.12).

7

Видел во сне то, что случилось наяву

Учитель Н. с большим педагогическим стажем рассказал нам о том, что во сне он увидел [трагедию], которая произошла у него дома в его отсутствие. «Был я, — вспоминает он, — переведен из Топчидера в Куманово. Не намереваясь долго пробыть в Куманове, я поехал решать дела, а жену с детьми оставил дома в Топчидере. Надеялся, что, согласно прошению, меня снова вернут в Топчидер. Когда я выходил из дома, вся моя семья была здорова. Спустя несколько дней как-то ночью вижу я во сне, что иду мимо топчидерского кладбища. Присматриваюсь и вижу под деревом новый крест на свежей крохотной могиле. Вглядываюсь в надпись и читаю имя моего младшего сына. Проснулся я в смятении, с недобрым предчувствием в сердце. Едва только оделся, как почтальон принес мне телеграмму, в которой жена извещала меня о болезни нашего младшего сына. Немедленно еду в Белград. Схожу в Топчидере и прохожу мимо кладбища. Моим глазам предстала та же самая картина: высокое дерево, под деревом небольшой свежий холмик, на нем — новый крест, а на кресте — имя моего младшего сына».

«И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. (Иосиф истолковал ему этот сон в том смысле, что через три дня он будет освобожден и вновь взят на службу к фараону.) ... На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир... и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону» (Быт. 40,9—11.20.21).

8

Власть, жаждущая мести

Семирамида, очень властолюбивая по натуре, была супругой ассирийского царя. Домогалась она у своего супруга уступить ей власть лишь на один день. Проливала слезы и говорила: «Что такое один день? Промелькнет — глазом не моргнешь. Если ты меня любишь, то позволь мне поцарствовать один только день. Неужели столь малого ты для меня не сделаешь?» Слушал царь, слушал — да и дал себя обмануть и уступил царскую власть своей жене на сутки. Но стоило только Семирамиде взять царскую власть в свои руки, как тут же она приказала казнить мужа. А когда царь был умерщвлен, то царствовала Семирамида над Ассирией до конца своей жизни.

Царь Артаксеркс передал свой перстень с царской печатью своей супруге, иудеянке Есфири, чтобы та со своим отчимом Мардохеем могла делать все, что хочет, в его царстве. А Есфирь написала и запечатала царским перстнем разрешение евреям убивать и истреблять всех своих врагов в том царстве. И четырнадцатого дня месяца Адара встали евреи и побили 75000 человек в царстве царя Артаксеркса — по повелению его супруги Есфири.

9

Куртэа де Ардеш

Так называется знаменитый православный монастырь в Румынии. В этой обители находятся гробницы румынских правителей и их семей. Погребена здесь и королева Елисавета, известная под литературным псевдонимом Кармен Сильва. Есть здесь и могила королевы Марии, матери югославской королевы Марии.

Этот монастырь воздвигла сербская деспотисса Милица, дочь деспота Йована Бранковича, брата владыки Максима. Сей святой владыка Максим — подлинная слава нашего сербского народа: он прославился многими добрыми делами, среди которых и его миротворчество, подвиг примирения враждующих христианских вельмож. В этом он уподобился Святому Савве. Святой Максим сумел помирить валашского князя с князем молдавским, когда те уже были готовы начать междоусобицу. Его племянница Милица была супругой Негоя Басараба, военачальника и князя Валахии.

В летописи этого монастыря записано: «Дабы воздвигнуть Куртэа де Ардеш, госпожа Деспотисса пожертвовала все богатство сербской владычней семьи». Овдовев, деспотисса Милица приняла постриг и упокоилась как монахиня Платонида.

Так святосаввские дочери и сыны распространяли по всему мipy славу Господню и славу собственного рода.

На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа (Пс. 102,22).

10

Доброта привлекательнее денег

Говорили, что самой большой жемчужиной в мipe обладает вождь одного примитивного племени на острове Борнео. Звали этого вождя Панглима. Услыхал об этом один алчный до жемчуга американец, отправился в путь и предстал перед Панглимой не с Евангелием, а с деньгами. Когда пришелец сообщил ему о цели своего визита на Борнео и предложил деньги за ту крупную жемчужину, Панглима спокойно ему ответил, что жемчужина не продается, так как досталась ему в наследство от предков и хранится в доме как амулет, приносящий счастье и отвращающий зло. Торговец увеличил сумму — и делал это неоднократно. Но все было тщетно. Ушел он ни с чем. Спустя же несколько дней опять появился, и причем с новым предложением. И вновь неудача. И снова пришлось ему удалиться, но был он полон решимости во что бы то ни стало добраться до той драгоценной жемчужины.

В это время заболел сын Панглимы. Тяжелая форма малярии повергла его на одр. Услышал об этом торговец, примчался и вызвался вылечить больного. Заботливый отец принял это предложение с благодарностью. Тогда торговец дал больному немного хинина, который взял в дорогу, чтобы оберегать себя от этого недуга. И юноша выздоровел. После этого торговец снова отважился предложить правителю огромную сумму денег за ту жемчужину. Правитель молча удалился, но вскоре вернулся и принес жемчужину. Протянул он ее торговцу и сообщил, что вручает ее ему бесплатно за ту доброту, которую проявил он к его больному сыну.

Как изумительны душевная теплота и добросердечие этих примитивных людей.

Сказал Господь: Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры (читай — доброты). Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут (в сербск. яз. «сядут за трапезу». — Примеч. пер.) с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мф. 8,10—11).

11

«Только раненые шаг вперед!»

Однажды после боя главный штаб запросил у командира список солдат для представления к награде. Командир поначалу недоумевал, как сделать выбор, но, поразмыслив, поступил следующим образом. Приказал построить личный состав и громко скомандовал: «Только раненые шаг вперед!» И когда они вышли из строя, приказал записать их имена и отправил этот список в главный штаб.

Так будет и на Суде Божием. Раненые, мученики за веру Христову будут призваны занять первые места и принять вечные награды.

Сказал Господь Своим ученикам: Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас... И будете ненавидимы всеми за имя Мое; Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда не небесах (Мф. 10,17.22; Ин. 16,2; Мф. 5,12).

12 

Из-за церковных колонн

Петр Андонович, портной из Битоля, поведал нам о следующем: «Жил я в селе Гарешница во время турецкого ига, когда случилось то, о чем я вам расскажу. В селе Лажац было несколько мест, где раньше стояли церкви, а теперь от них остались только руины. На одном из таких мест все еще стояли нетронутыми две мраморных колонны. Позарился на них некий Али-ага и пришел, чтобы вывезти их и сделать из них ворота на своем дворе. Односельчане ему сказали: „Ну уж, Али-ага, нехорошо это, что берешь ты эти вакуфские (здесь – «церковные» (тур.)) колонны“. — „Почему нехорошо?“ — прокричал Али-ага. „Нехорошо, Али-ага, потому что это — церковное, а церковь — святого Афанасия“. — „Ну и что, — с усмешкой ответил турок, — я и святой Афанасий — братья“. — „Как так, ага?“ — спрашивают крестьяне. „А вот как, — поясняет турок. — Илия и Алия — братья, а Илия (святой) и Афанасий (святой) — [тоже] братья; значит, я и святой Афанасий — братья, и то, что его, — мое“. Крестьяне уступили власти, Али-ага увез мраморные колонны и сделал из них ворота во дворе. Вскоре после этого отправился он на рынок в Битоль, повздорил там с кем-то и погиб. Спустя некоторое время приехал в наше село Гарешницу Амиш-ага, сын Али-аги. Подошел к дому священника, где после богослужения собралось много сельчан. „Откуда ты к нам сегодня пожаловал?“ — спросил его старый отец Димитрий. „Беда меня привела, — ответил ага. — Нет в моем доме мира ни днем, ни ночью. Кто-то постоянно стучит и бегает по потолку и по всему дому, не давая нам покоя. Не можем спать. Не можем и жить в этом доме. Пришел я попросить тебя дать лампаду и немного масла, чтобы помазать стены дома“. Отец Димитрий задумался и спросил: „Есть ли у тебя какая-нибудь служанка-христианка?“ — „Есть“, — промолвил тот. И тогда отец Димитрий посоветовал ему следующее: „Дай ей денег, пусть купит икону святого Афанасия и поставит ее в свою комнату, купи для нее также лампаду и елея и прикажи, чтобы лампада постоянно горела перед иконой“. Амиш-ага поблагодарил священника и ушел домой. Через некоторое время пришел он поблагодарить отца Димитрия и сообщил ему, что, с тех пор как начала гореть лампада перед образом святого Афанасия, в дом вернулся мир».

Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и [обе ноги его и] обе руки его [лежали] отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона... И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами. Поэтому-то Филистимляне возвратили ковчег Господа (1 Цар. 5,1—4. 6; 6, 21).

13

Удивительное видение пастора

С евангелическим пастором Мельхиором Герцем из немецкого города Кассель, по сообщению газет, недавно произошло совершенно неординарное событие. Возвращаясь из прихода домой, он вдруг увидел в дверях своего дома самого себя, выходящего на улицу со своей четырехлетней дочерью на руках, причем последняя казалось тяжелобольной. Эта картина возникла на одно мгновение и тут же исчезла. Ошеломленный и перепуганный, пастор поспешил в дом, чтобы взглянуть на свое чадо. Подошел к кроватке дочери, посмотрел и увидел ее здоровой и мирно [посапывающей] во сне. И, тем не менее, объятый какой-то тревогой и злым предчувствием, он быстро поднял дочурку из кроватки и на руках вынес ее во двор. И что поразительно: стоило только Герцу выйти из дома, как потолок в той комнате, где спал его ребенок, с оглушительным треском обрушился [1].

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих... чтобы не погибнуть тебе за беззакония города... Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии (Быт. 19,15.23—24).

14

«Золотая лихорадка»

В январе 1934 года американские газеты много писали о случайном обнаружении золот[ого самородк]а в Нью-Йорке. Один человек [вы]копал у себя на дворе [яму], чтобы посадить дерево. При этом лопата натолкнулась на камень, отдающий золотым оттенком. Рассмотрев этот камень и тщательно изучив его, сей человек убедился, что это и вправду золото, и сообщил об этом соседям. Те пришли и помогли ему копать дальше. Не довольствуясь этим, каждый из них принялся спешно перекапывать свой двор, полагая, что золотая жила тянется и до его дома. Алчные до золота люди изрыли все подвалы и принялись за улицы. Скопилась масса народа. С большим трудом властям удалось разогнать толпу и навести порядок. Назначенная комиссия изучила дело и заключила, что, действительно, был найден золото[й самородок], но только на том, первом дворе. Он остался от какого-то старого золотого прииска, заваленного грунтом и всеми забытого.

Истина дороже золота. Золотая жила истины — это Христово Евангелие. Если бы люди знали, что истина, а не золото приносит человеку счастье, то с еще вящим рвением хватались бы за Евангелие.

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое найдя человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13,44).

15

Видел Ангела

Неподалеку от Жичи [2] жил некий Джурдже Н. В 1937 году он заболел и попросил духовника прийти и причастить его. Духовник, отец Антоний, утвердивший в приходе правило, что каждый больной, могущий умереть, должен исповедаться и причаститься, взял Святые Дары и пошел к болящему Джурдже. После весьма продолжительной исповеди он его причастил, а потом остался с ним на беседу, утешая его и ободряя. Рядом стояла и жена больного. Наконец, когда отец Антоний начал с ним прощаться, Джурдже спросил:

— Куда делось то дитя?

— Какое дитя?

— Да вот тут у постели, пока меня духовник исповедовал и причащал, стоял очень красивый отрок. А теперь я его не вижу.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его [Иисуса], вдруг предстали им два мужа в белой одежде (Деян. 1,10). Это были Божий Ангелы.

16

На исповеди говори всё

В одном селе в окрестностях Жичи заболел крестьянин. Он пригласил духовника, тот исповедал его и причастил. Но на следующий день больной вновь послал за духовником. Когда духовник пришел, больной сказал ему, что вызвал его для новой исповеди. «Но ведь ты вчера исповедовался!» — «Да, но сказал не всё. Есть у меня еще один, неведомый мне грех. Я о нем даже не знал и никогда не думал. Но в эту ночь, когда я вот так лежал, донесся до меня голос: „А почему ты не исповедал грех убийства ребенка?“ — и напомнил мне о том, что произошло тридцать лет тому назад. Дитя у меня капризничало и плакало, я разозлился и несколько раз ударил его по голове. Дитя заболело, слегло в постель и вскоре умерло. Но тогда ни я, ни кто-либо еще даже не помыслили, что его убил я. Но вот, об этом извещает меня теперь вышняя Сила».

Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет (Евр. 4,13).

С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего (в сербск. яз. «с престола Своего». — Примеч. пер.) призре на вся живущия на земли. Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их (Пс. 32,13—15).

 


1 Ангелы призваны содействовать осуществлению Божия Промысла о всем творении. «Сии умы, — пишет св. Григорий Богослов, — приняли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было Устроившему и Распределившему» (Слово 28). Поэтому и неудивительно, что Ангелы охраняют всех людей, в том числе и инославных, в этой временной жизни, воочию представляя им знамение Божией милости. — Примеч. ред.

2 Жича – знаменитый монастырь в Центральной Сербии, где святой Савва венчал на царство своего брата – первого сербского короля Стефана; в Средние века – резиденция сербского архиепископа.