Сегодня:

25 июня 2022 г.
( 12 июня ст.ст.)
суббота.

Преподобный Онуфрий Великий.

Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Разрешается рыба.

Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских (IV). Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Семь прошений

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

 

a165m

И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ин. 8, 32

 

Число семь играет важную роль в Священном Писании, таинственной книге Божия Промысла о человеческом спасении. Это число неоднократно упоминается в Ветхом и Новом Завете. Но в нижеследующих размышлениях мы посвятим свое внимание двум молитвам, в каждой из которой имеется по семь прошений: таковы Молитва Господня («Отче наш») и Просительная ектенья.

 

Молитва Господня
Отче наш

Это наиболее часто читаемая ежедневная молитва, произносимая христианами всех цветов [кожи] во всех странах.

Первое прошение: Да святится имя Твое. Бог удостоил нас, позволил нам обратиться к Нему со словами «Отче наш». Поэтому надлежит нам чтить Его имя как самое святое, превыше всех других имен. Множество небесных Ангелов, наших старших братьев, день и ночь неустанно взывают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5, 8). Так и мы должны прославлять имя нашего Небесного Отца. Делая это как можно чаще, мы тоже становимся причастными святости, исполняя заповедь Господню: Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1,16). Те же, кто имя своего Творца произносит всуе или даже оскорбительно, будут, согласно словам Священного Писания, строго наказаны: Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся (2 Пет. 2,12).

Христианам подобает знать, что, прославляя имя Всевышнего, они получают силу и крепость, во-первых, к успешному совершению добрых дел, а во-вторых — к противостоянию всему злому. Более того, в самые тяжкие часы страданий они, по слову Священного Писания, спасутся: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10,13).

 

Второе прошение: Да приидет Царствие Твое. Царство Божие — это Царство Отца и Сына и Святого Духа. Тройство любви, премудрости и силы, все Трое — в нераздельном единстве. Царство это — незримое, как невидима и наша душа. Спрошенный фарисеями, когда наступит Царство Божие, Христос им ответил: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20—21). Когда наша душа наполнена любовью, мудростью и силой, тогда Бог вселяется в нас, а где Царь, там и Его Царство. Царство Божие — не от мipa сего. А потому нам и не следует ожидать осуществления универсального Божия Царства на земле. Божие Царство в этом мipe заменено Христовой Церковью — нивой Господней, на которой пшеница растет вкупе с плевелами. Существует и другое Божие Царство, которое на Небесах, где поспевает только пшеница, а плевел нет. Это — Церковь торжествующая, увенчанная славой победителя. О христиане, ваша короткая жизнь на этой планете — это единственный, исключительный шанс либо все приобрести, либо все потерять. Награда эта — не та, которую завоевывают на конных ристалищах, не прилагая больших усилий; она подается за упорный труд и многие скорби. И потому прилагайте все ваше попечение к тому, чтобы, исторгнув из себя все плевелы, стать вам чистой пшеницей, пока Божии Ангелы, Божии жнецы, не придут и не позовут вас на тот свет.

 

Третье прошение: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Кто творит волю Божию на небесах? Ангелы. Псалмопевец возвещает: Благословите Господа вcu Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящие волю Его (Пс. 102,20—21).

Существуют три воли: Божия, благая воля; дьявольская, злая воля и между этих двух — воля человеческая, подверженная колебаниям. Вся наша духовная стратегия должна состоять в том, чтобы руководствоваться волей Божией и уклоняться от воли лукавой, дьявольской. Господь наш Иисус Христос — совершенный пример послушания воле Своего Небесного Отца: Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6,38). Воля Божия ведет нас к жизни, воля дьявольская — к смерти. И потому, христиане, перестаньте сомневаться, убегайте от смерти и избирайте жизнь.

 

Четвертое прошение: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Почему только хлеб? Потому что хлеб — основная пища человека. На одном хлебе можно прожить дольше, чем на какой бы то ни было другой пище. Хлеб упоминается на первых же страницах Священного Писания, в связи с Адамом: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3,19). Почему мы просим хлеб от Бога, если сами своим трудом можем получить его от земли? Потому что мы можем только пахать и сеять, а для всхода и роста посевов нужен свет, дождь, ветер и другие условия и вещества, которыми управляет только Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3,7). Почему мы просим хлеба только на сегодня? Потому что мы не уверены, будем ли живы завтра, а к тому же Бог хочет, чтобы мы были безмятежными в отношении нашей телесной пищи. Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф. 6, 32). С другой стороны, нам подобает прилагать больше попечения к пище духовной для нашей бессмертной души. Есть пища земная и пища небесная. Небесная пища для нашей души — это Сам Господь Иисус Христос, Его учение, Его сила, Его Тело и Кровь, Его любовь. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6,35). Посему, христиане, насыщайте ваши смертные тела земными благами, но не допускайте и вашим бессмертным душам голодать без пищи духовной. Питайте ваши бессмертные души бессмертным Хлебом — Самим Господом Иисусом Христом.

 

Пятое прошение: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. У святого Матфея мы находим слово «долги», а у святого Луки — «грехи», что, на самом деле, имеет одно и то же значение. Ведь всякий грех, будь он против другого человека или природы либо против самого себя, есть грех против Бога, нарушение Божией заповеди, долг перед Богом. Если ты с умыслом разбил соседский автомобиль, то сделал грех против своего соседа и тем самым стал его должником. Только он может тебя простить, если принесешь ты ему извинения и возместишь ущерб. Но даже при оптимальном договоре о возмещении убытков ты все-таки остаешься должником Богу и должен просить у Него прощения. Многие языки, не долго думая, скажут: «У меня вообще нет грехов». Но если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1,8). Безгрешным был только Господь Иисус Христос, и лишь Его чистая жертва могла очистить нас от всяких прегрешений. Умоляя нашего Бога Отца о прощении, мы в этом прошении обещаем, что и сами простим нашим должникам. Ибо Господь говорит: Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и, если покается, прости ему (Лк. 17, 3). Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающму против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды седмидесяти раз (Мф. 18,21—22). Для христиан в этом — закон правды и братской любви. Запомни, ты согрешаешь ежедневно и, может быть, больше, чем семь раз по семьдесят: если не делами, то словами, помыслами или худыми чувствами. Бог простит тебя, если ты прощаешь других.

 

Шестое прошение: И не введи нас во искушение. Бог помогает, а не искушает. Бог испытывает нашу веру, любовь и искренность, чтобы укрепить наш характер. А сатана искушает нас ложными посулами — к нашей же погибели. Памятуя об этом, мы должны проводить различие между Божиим испытанием, направленным к нашему спасению, и сатанинским искушением, цель которого — погубить нас и истребить. Как золото выдерживается в огне, так и Бог закаляет нас в страданиях, — дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1,7). Иногда Бог попускает и сатане искушать человека — чтобы в конечном счете сделать человека победителем над сатаной. Был искушаем и Сам Господь Иисус Христос, но одолел злого искусителя. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4,11). И праведный Иов претерпел напасти от сатаны, но в конце концов победил его — и Бог вернул ему здоровье, жизнь и почет. Святой Павел пишет о своей личной брани с демоном: И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился (2 Кор. 12, 7). Бог знает наши человеческие слабости и, по словам апостола, не попустит вящего страдания, нежели мы можем вынести. А вот что возвещает святой апостол Иаков: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение (Иак. 1, 2—3). Тот же Апостол свидетельствует: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1,13—14). Запомните, христиане, что обещал Христос тем, кто победит все демонские приражения: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия... Побеждающему дам вкушать сокровенную манну... Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками... Побеждающий облечется в белые одежды... Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр. 2,7.17. 26; 3,5.21).

 

Седьмое прошение: Но избави нас от лукаваго (в сербск. яз. «но избави нас от зла».Примеч. пер.). — Это то же самое, что сказать: «избави нас от дьявольского лукавства», потому что сатана — виновник и источник всех зол. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы (Ис. 14,12). Господь Иисус назвал его убийцей от начала, не принимающим истину, так как истины в нем нет. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8,44).

Именно он сеет плевелы, терния и волчцы на ниве Божией, наслаждаясь человеческим отпадением от Бога, ненавистью, злыми намерениями и пороками, безбожием, неверностью, клеветами и конечной погибелью человеческого существа: как тела, так и души. От Христа Апостолы получили власть над бесами — изгонять их из людей. Наша исконно-древняя Восточная Церковь все еще обладает этой силой. Она учит нас и предостерегает, как избегать опасностей от демонских сетей и ловушек, как их обходить или им сопротивляться. Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7). Святой апостол Павел заповедует непрестанный труд, молитву и бдение, чтобы не давать повода диаволу обольщать нас, — чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не безъизвестны его умыслы (2 Кор. 2, И). А святой Иоанн благовествует: Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого (1Ин. 2,13). Христианам подобает непрестанно держать в памяти две истины: во-первых, они должны быть благосклонны к согрешающему человеку, зная, что причина всех грехов — сатана; и, во-вторых, надлежит им с особой серьезностью размышлять о седьмом и последнем прошении, осознавая, что самостоятельно, без Божией помощи и могущественной силы Христова креста, не смогут они избавить себя от зла. В конце молитвы мы воспоем нашему Небесному Отцу: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». Бывший злой властитель мipa сего гордо и самолюбиво присвоил себе и то, и другое, и третье. Небесный Царь мира возвратил все это Своему Небесному Отцу.

 

 

Отче, да будет воля Твоя

Это молитва Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Великой Пятницы.

— Нет, пусть будет воля наша! — надменно заявляли строители современной Европы.

Еще Спаситель мipa учил людей молиться Богу и как совершенный образец дал им молитву «Отче наш», в которой мы обращаемся к Богу с прошением «Да будет воля Твоя».

— Нет, но должна быть наша воля! — упрямо кричали строители современной Европы.

Какой ответ дал Бог на этот людской произвол, на такое упорное сопротивление Его святой воле? Тот же самый, что и три тысячи лет назад, устами богодухновенного Псалмопевца: И не послушаша людие Мои гласа Моего... И отпустих я по начинаниям сердец их, пойдут в начинаниях своих (Пс. 80,12.13).

Эти слова относятся как к древнему Израилю, так и, во всей полноте, к человечеству новозаветному, то есть к христианству! Ведь люди собственную волю поставили выше воли Божией, а точнее — презрели они Божию волю и по собственным замыслам и прихотям устрояли свою жизнь, сочиняли свои философские теории, создавали империи, формировали культуру, завоевывали и порабощали, строили и разрушали, умирая под руинами собственных же строений, образчиков своеволия. Бог же не стал мешать им на этом пагубном пути, но отпустих их по начинаниям сердец их, пойдут в начинаниях своих, то есть дал Он им жить по их доморощенным мiровоззрениям, планам и расчетам.

Устами великого пророка Иеремии Бог жалуется на людской произвол: Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы (в англ. переводе «цистерны». — Примеч. авт.) разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2, 13). Яснее и красочнее нельзя и выразить того, что сделала Европа, возмутившись против Бога. Выкопали европейцы многие водоемы: для науки и философии, для этики и политики, для реформ и революций. И каждый собственник сел подле своей цистерны, побеленной и размалеванной, и кричит: «Эй, люди, пейте свежую воду из моего нового резервуара!» И многие прельстились, так что повернулись спиной к Источнику живой воды, послушались завлекательного голоса новых сирен, поспешили к новым колодцам, чтобы напиться воды, — и умерли от жажды. А хозяева новых водоемов всё возвышали голос, хваля собственные детища и понося соседские, будучи согласны и единодушны лишь в отвращении народа от живой воды, текущей в жизнь вечную, и в насмешках над Источником этой живительной влаги, потому не был Он так отделан и разукрашен, как их собственные броские новинки.

В глубинах человеческого своеволия зародились скорби: лютые напасти, смущения и замешательства; вспыхнули войны, так что вся земля сотрясается в греховной лихорадке, а силы ада перемешались с людьми, чтобы сих последних истребить, а их Творца выставить на смех. И опозорились люди перед Божиими Ангелами и перед земными бессловесными тварями.

В этой сумятице и бедствии произошло — по крайней мере отчасти — то, что неоднократно случалось и с народом Израильским. В книге Судей написано, что возопили сыны Израилевы ко Господу в скорби своей, чтобы дал Он им избавление, — и Господь сжалился над ними и освободил их от мучителей. Так ныне обстоит дело и с христианскими нациями. И они теперь начинают вопиять ко Господу о помощи, но не все. Хотя число их все возрастает. А Бог ждет, чтобы возопили все — и тогда подаст избавление. Ждет Бог, чтобы все они признали свою волю, свой произвол лживым и пагубным и в сокрушении [сердца] воскликнули: «Отче, да будет воля Твоя!»

 

Слова Господни

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, то есть те, кто пред Богом чувствует себя смирённым и ничтожным, считая Бога всем, а себя ничем.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся, то есть те, кто источает слезы в борьбе с темными силами, памятуя о своих грехах, простираясь всем сердцем к небесам и молясь Богу о том, чтобы дух возобладал над плотью.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. [Здесь речь идет об] овцах и волках. Те, кто, уподобляясь волкам, грабит и отнимает что бы то ни было у своих ближних, в конечном счете лишатся всего и скончаются в голоде и посрамлении. Те же, кто, как овцы, шествует за Христом как за Пастырем, приобретет всё и будет царствовать во веки.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся, то есть всякий скот влечется за пищей для насыщения плоти, а человек, сверх того, ищет и правду от Бога. Когда несправедливость берет верх, праведник алчет и жаждет этой правды, не теряя надежды на то, что, подобно проливному дождю после долгой засухи, она и в самом деле придет — и душа его насытится и возвеселится.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут, то есть как вы [относитесь] к [своим] детям и [ко всем] людям, так и к вам относится Отец, Бог. Если милостивы вы к детям Божиим, то и Бог окажет вам милость. За проявленную вами милость вы будете помилованы Богом, подобно тому как осужденный преступник получает помилование от царя.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, то есть только чистые будут пропущены на царский двор и узрят Царя. Но никто не станет чистым, сколько бы ни мылся и ни менял ванн, если сердце у него не очищено и не отмыто от всех похотей мipa сего. Чист тот, кто имеет в своем сердце одно-единственное желание: лицезреть Бога. Такой и вправду Его увидит. У жидов сердце было скверное, нечистое — и потому не могли они видеть Бога в лице Иисуса Христа. А рыбаки [галилейские?] и мироносицы видели Его, ибо ни на что другое, кроме Него, Царя и Господа, просто не хотели обращать свой взор.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими, то есть не подобает нам судиться ни за землю, потому что вскоре мы должны будем ее оставить, ни за чины, ибо владык и рабов в конечном итоге уравняет могила, ни за богатство, потому что и царские венцы со временем обращаются в прах, попираемый ногами и копытами. Надлежит нам стремиться к небесному, нетленному и вечному, а не ссориться из-за ничтожных вещей, потому что из-за них только псы грызутся, и волы бодаются, и орлы хотят заклевать друг друга. Сыны Божии суть те, кто мирит людей именем Божиим и указанием на рай и вечное царствование.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Любящий правду Божию больше правды сатанинской и человеческой бывает гоним и сатаной, и людьми, как это было с Апостолами, пророками и мучениками. Благо тому, кто не соблазнится и не испугается ни людского рева, ни сатанинских рогов, но, невзирая на все муки, бичевания и огонь, будет до последнего издыхания громогласно повторять: «Правда лучше неправды!» Воистину для такого и уготовано Царство вечной правды, Царство Небесное, в котором Царь Христос, пострадав за правду, сияет паче тысячи солнц.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Если поносят нас за Христа — то поносят Христа, если гонят за Христа — гонят Христа, если клевещут на нас за то, что мы Христовы, то клевещут на Самого Христа. Благо нам тогда, ибо на том свете будем мы Христовыми и со Христом. И как делили мы с Ним мучения в этом мipe, так [и] в мipe оном разделим с Ним [и] Его славу.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Если гонят вас, злословят, унижают, высмеивают, оговаривают, бьют и даже убивают — вы радуйтесь, взирая на величественную и ни с чем не сравнимую награду, ожидающую вас на небесах. Ибо все муки и скорби века сего суть ничто в сравнении со славой, уготованной нам в мiре горнем.

 

Семь церковных прошений

Все церковные прошения основаны главным образом на молитве Господней, а частично — на основополагающем учении Церкви и святых Апостолов. Священники читают их на каждой утрене, один раз на вечерне и два раза на св. Литургии.

 

Первое прошение: Священник: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Лик: «Господи, помилуй».

Когда говорим «Твоею благодатию», подразумеваем, что в этой жизни мы не в состоянии самостоятельно защитить себя, спасти и сохранить. И потому просим милости у Бога. Милость означает испрашивание помощи, защиты и даров от Самого Бога. Избавитель наш, Господь Иисус Христос, явил нам Свое безмерное милосердие. Бог показал Свою благосклонность к нам через Иисуса Христа. Мы спасены не Моисеевым законом, а по милости Господа Иисуса Христа. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1,16—17). Милость приняли Апостолы, святители и мученики. Поистине на них проявилась великая милость и благодать Божия. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их (Деян. 4,33). Так были они спасены и многим другим помогали на пути ко спасению — не своей собственной силой, а по безмерной полноте Божией милости, которая столь необходима для истинной христианской жизни и помощи в нашем земном бытии.

 

Второе прошение: Священник: «Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим». Лик: «Подай, Господи».

Если в Молитве Господней мы просили Бога подать нам на сей день насущный для нас хлеб, то в этом прошении мы просим Его сделать для нас сей день совершенным: целый день совершенным, хотя бы один день. О, как редки такие дни! Да, совершенны они во всех наших мыслях, чувствах, делах, молениях, в помощи людям, в служении, в самопожертвовании, в любви. Бог освящает людей, а люди освящают время и пространство, всякий день и всякое место. Вот высший идеал, определенный Христом для людей: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48). И Его Апостол подтверждает это словами: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3,17). Мы можем только дивиться сему и сомневаться. Как способно немощное человеческое существо стать совершенным, как Бог? Ни в коем случае не собственными силами, но [исключительно] по Божией милости, ведь Богу все возможно. Вот еще одно необычное слово из уст нашего Господа: Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? (Ин. 10, 34). Решительно наперекор многим государственным деятелям и социальным реформаторам, определявшим для людей цели, достижимые собственными силами (Ликург, Нума Помпилий, Петр Великий, Линкольн). Господь Иисус Христос поставил перед людьми высочайший идеал божественного совершенства, не осуществимый без Божией помощи. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Ежедневно мы вынуждены вести тяжкую брань с дьяволом и одержимыми им людьми, так что нет у нас времени думать о завтрашнем зле. Если воин, борющийся ныне, помышляет о завтрашнем сражении, он проиграет сегодняшнее. А потому не будем устремлять мысли туда, где нам ничего не открыто: ведь мы не знаем, переживем ли мы день текущий (это ведомо только Богу). Научимся примером из притчи о безумном богаче (Лк. 12,16—21). И прислушаемся к мудрому назиданию Христова Апостола: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6,10).

 

Третье прошение: Священник: «Ангела мира, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». Лик: «Подай, Господи».

В первом прошении мы молились Господу подать Свою милость, защитить нас, спасти и сохранить. Теперь мы просим Его дать нам, помимо Своей милости, и Ангела хранителя, чтобы путеводствовал он нас по всем нелегким и опасным стезям мipa сего и был нам помощником в духовной борьбе. Хотим мы Ангела мира, а не ангела смущения и неустройства — [не] демона, который проклят.

В день Страшного суда Господь] скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25,41). Тот проклятый наименован змеем, драконом, дьяволом и сатаной, прельщающим весь мip. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр. 12, 9). Истинный Божий Ангел явился в Вифлееме, когда родился Господь Иисус Христос, и многочисленное воинство небесное прославляло Бога словами: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2,13—14). Такой Ангел мира, Ангел хранитель вверен каждому из нас, и мы в этом прошении обращаемся к Богу с молитвой, чтобы этот Ангел не оставил нас за многие наши прегрешения. Ведь когда покидает нас Ангел Божий, его место занимает дух лукавый, отступнический. А от Саула отступил Дух Господень, возмущал его злой дух от Господа (1 Цар. 16,14).

 

Четвертое прошение: Священник: «Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим». Лик: «Подай, Господи».

Это прошение сходно с пятым прошением Молитвы Господней. Господь Иисус Христос сказал расслабленному юноше: Дерзай чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2). По поводу этих Христовых слов вознегодовали иудейские книжники, считая это богохульством, ибо только Бог имеет силу отпускать грехи, — что верно и вполне истинно. Прощая грехи и исцеляя юношу, Господь Иисус Христос удостоверил тем [самым] и Свое Божество. Эту Свою силу прощать грехи Христос передал Своим Апостолам, а через них и Своей Церкви: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20,23). Христов апостол Иоанн сопрягает покаяние с исповедью: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1,9). «Как я могу узнать, прощены ли мне мои грехи?» — спросил некий юноша своего учителя. [Тот] ответил ему: «Через изменение твоих чувств: когда на смену подавленности и угнетенности придет ощущение блаженства». Это ощущение пережили святые Апостолы и вообще все святые, прошедшие путь покаяния. Например, святой апостол Павел, некогда гонитель христиан, а потом самый ревностный и вдохновенный Христов проповедник, дает объяснение этой перемене в следующих словах: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты (Рим. 4,7). После своего обращения сей Апостол был преисполнен чувством блаженства.

 

Пятое прошение: Священник: «Добрых и полезных душам нашим, и мира мiрови, у Господа просим». Лик: «Подай, Господи».

Мы очень часто не знаем, чего просить у Бога в наших к Нему обращениях. В этом случае самое лучшее — тихо повторять известные нам молитвы. Подобает нам — прежде всех наших прошений — опереться на нашего Небесного Отца, Которому известны наши нужды, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6,8). Святой апостол Павел наставляет филиппийцев такими словами: Наконец, братия мои, что толъко истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Флп. 4,8). Этого довольно для нашего душевного блага, а равно и для мира во всем мipe. Во всем перечисленном нет ничего отрицательного, все положительно. При наличии людей такого позитивного образа мыслей и действий во всем мipe без особых сложностей вновь наступило бы умиротворение.

 

Шестое прошение: Священник: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим». Лик: «Подай, Господи».

Будем же христианами по крайней мере в тот отрезок нашей жизни, который может исчисляться неделями, днями и даже часами. Впрочем близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (1 Пет. 4, 7). Мир, упомянутый здесь, есть прежде всего мир с Богом. Святой апостол Павел советует всем примириться с Богом: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Когда мы грешим — воюем с Богом, а ратовать с Богом очень опасно, потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 29). Как может сено бороться с огнем? Бог ведает нашу немощь и ничтожество в сравнении с Его силой и величием. И потому ждет нашего смирения и покаяния. Господь Иисус Христос говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9,13). Благодарение Богу за такое великое терпение, что мы всё еще живем и существуем, несмотря на то что многие из нас подобны Каину или Иуде. Святой апостол Петр, обращая наше внимание к необходимости покаяния, заповедует нам остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4,2). Вспомните, как мы радуемся, когда в [хмурый] туманный день вдруг увидим раскаленный круг заходящего солнца. Точно так же и Ангелы Божий возвеселяются при виде того, что рассеивается вековая тьма людских пороков и раскрывается красота души, исполненной благих дел. Примеры таких перемен от греха к добродетели и от позора к славе в истории христианской Церкви весьма многочисленны. Все они вселяют в нас свежесть и бодрость, ибо они суть истинный свет и наставление к просвещению юных.

 

Седьмое прошение: Священник: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на страшнем судищи Хрис-тове просим». Лик: «Подай, Господи».

Под христианской кончиной жизни православные христиане подразумевают следующее. Надлежит им: 1) принять Святое Причащение ([в этом —]примирение с Богом); 2) проститься с членами семьи и собравшимися знакомыми и 3) дать благословение и назидание своим близким (последняя воля). Некоторые завещают и вклады в Церковь, на благотворительные цели во имя Господа Иисуса Христа — в молитвенное упокоение своей души. Сознавая свои людские немощи, мы молим Господа Иисуса Христа устроить наше исхождение из этого мipa без страданий и тяжких болезней. [Впрочем,] есть и бесчисленные примеры христианских мучеников, с радостью и воодушевлением переносивших скорби и мучения за Христа. Были и славные святые люди, молившие Бога, чтобы Он забрал и упокоил их душу. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего (Чис. 11, 15). И далее [о святом пророке Илии]: А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих (3 Цар. 19, 4). Или в Новом Завете: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое (Лк. 2,29—30). А святой Павел пишет филиппийцам: Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1,23—24). [И] все-таки должны мы вручить это дело Божиему Промыслу. Когда мы увидим приближение конца нашей жизни, то подобает нам (с особым усердием. — Вставка пер.) молиться Богу о прощении наших грехов, чтобы за прожитую на земле жизнь не постыдиться на Страшном Суде Христовом. [И потом] мы просим у Бога, чтобы, пока есть время, сделал Он нас готовыми дать «добрый ответ» на Суде. Мы говорим «пока есть время», потому что уже никогда не вернемся в земную жизнь, ибо сказано: И как человекам положено однажды умереть, а потом суд Божий (Евр. 9,27). Нет реинкарнации (повторной жизни), не живут и не умирают по нескольку раз и не приходят в этот мip и не уходят из него многократно. Единожды мы живем и единожды умираем и исходим на [частный. — Вставка пер.] суд. Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5,10). Это открыл нам Господь наш Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре (Лк. 16,19—31).

1940 г.