Сегодня:

26 мая 2022 г.
( 13 мая ст.ст.)
четверг.

Мученик Александр Римский.

Седмица 5-я по Пасхе.
Глас 4.

Поста нет.

Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Мч. Александра Римского (ок. 284-305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (ок. 606). Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Прп. Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.). Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей прмч. Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688). Сщмчч. Василия, Александра и Христофора пресвитеров, прмч. Макария и мч. Сергия (1922). Мчч. 103 Черкасских (XX).


Деян., 35 зач., XIV, 20-27. Ин., 35 зач., IX, 39 - X, 9.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Первая из искупленных Господом

Протоиерей Александр Шаргунов

Рождество Пресвятой Богородицы

Жизнь каждого человека – дар Божий. Но благодать Божия присутствует особым образом в рождении святых Божиих избранников. Тем более – Божией Матери. Некоторые думают: «Божия Матерь с самого Своего рождения получила такую особенную благодать от Бога, что Она совершенно отделена от нас. Ей были неизвестны наши искушения, наши испытания. И Она не имела, может быть, даже нужды в спасении Крестом Христовым». Поэтому Божия Матерь представляется им такой далёкой. Какое печальное непонимание! Божия Матерь спасена Христом – более чем кто-либо. В Книге Деяний святых апостолов мы видим Ее молящуюся вместе со всеми в первой Иерусалимской общине. Она – в Церкви, вместе со всеми, спасёнными смертью и воскресением Христовым и принявшими через Него от Отца Духа Святого.

В роде Адамовом Божия Матерь едина со всеми другими людьми, нуждающимися в спасении. Она – первая из искупленных Господом, и Церковь с благоговением созерцает в Ней самый прекрасный и самый совершенный плод искупления. Исключительные дары, которые Она имеет с самого рождения, определяются Ее будущим Богоматеринством, исходят от Креста Христова, где Она будет стоять, соумирая в сердце со Своим Божественным Сыном. Ибо «кого Бог предузнал, того предопределил». Ничто не сокрыто от Господа нашего, и прежде чем мы были сотканы во чреве материнском, Он видел все вхождения и исхождения наши. Все люди предопределены ко спасению, потому что ради всех воплотился и распялся Христос. Но от нашего личного произволения зависит мера принятия нами Божия дара или отвержение его.

Разумеется, Та, Которая должна была стать Матерью Спасителя, была спасена, исполнена благодати с исключительной полнотой. Но святость Божией Матери – и для нас дар Божественной любви. Может ли быть больший дар, чем рождение для жизни, не знающей греха и тления? Для Божией Матери, как и для нас, это благодать единения со Христом, послушания Христу, приобщения Его Сыновней любви к Небесному Отцу. Для Божией Матери, как и для нас, это жизнь, питаемая и направляемая Духом Святым, Которым излилась в сердца наши любовь Божия (см. Рим. 5:5), и мы можем вместе со Христом взывать: «Авва, Отче!» Для Божией Матери, как и для нас, надлежало дать свободный ответ тому, что предлагает Господь, и всей жизнью засвидетельствовать верность этому дару. Святость Божией Матери – чистейшая икона благодати, которую Бог уготовал для всех людей, совершенный образ святости, к которой призваны и мы. Чем больше открывается нам святость Божией Матери, тем больше мы постигаем дар земной жизни и благодать нашего крещения. Банею нового рождения от воды и Духа Бог облагодатствовал нас и дал нам узнать Свою любовь. Духом Святым Бог соделал нас Своими возлюбленными чадами во Христе Иисусе. Но Бог требует от нас также веры Своему слову и жизни, согласной с волей Божией, под водительством Духа Святого.

Мы начинаем понимать теперь, почему апостол говорит о нашем призвании словами, которые в полноте исполнились в Божией Матери:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа…

Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа... в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Своем Возлюбленном Сыне.

(Еф. 1:3-6).

Освящая Пречистую Деву с самого Ее рождения благодатию, Бог уготовлял Ее к пришествию Своего Сына «нас ради человек и нашего ради спасения». Сегодня в Церкви и в каждом из нас продолжается пришествие Спасителя среди людей. И каждому из нас предстоит встреча с Господом в час нашей смерти и во Втором Его Пришествии.

Жить подлинной человеческой жизнью – значит приобщаться той любви к Богу, которую Пречистая Дева явила от Своего Рождества до Благовещения и с которой Она ожидала рождения Сына Божия. Вместе с Нею, Ее молитвами за нас, грешных, идти навстречу идущему к нам Христу.

20 сентября 2014 года

vn001

Источник: «Русский дом», № 9, 2014 г.

См. также: